«Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь», — строчка, которая до сих пор трогает за душу миллионы россиян вне зависимости от возраста или поколения. Да и другие произведения Андрея Вознесенского так или иначе откликаются в сердцах каждого. Его поэзия — не только стихи, а целая система образов и смыслов, в которой энергия и экспрессия сочетаются с тонким переживанием и чувствительностью.
«Цветет миндаль»: почему эстетика Андрея Вознесенского близка всем — вне зависимости от поколения
И если вы тоже хотите узнать, в чем секрет вечной актуальности поэта, то мы крайне рекомендуем сходить на постановку режиссера Романа Шаляпина «Цветет миндаль» на Малую сцену Театра Наций, премьера которой состоится 5 и 7 декабря. А пока мы рассказываем, почему Вознесенский настолько близок каждому поколению.

Андрей Вознесенский принадлежит к редкому числу поэтов, кто не боялся смешивать стили, обращаясь и к высоким, и к повседневным темам с одинаковой частотой. Он жил в то время, когда многие сглаживали углы, но сам никогда этого не делал. Его лирика полна экспрессии, «сжатых» ассоциаций и гротескных метафор, но при этом она всегда глубоко личная и бесстрашно честная — поэт не боится говорить, как есть, показывать мир многозначным, пронзительным, уязвимым.
Но главное — в его стихах поиск, который созвучен каждому человеку вне зависимости от того, молод он или уже прошел определенные жизненные перипетии. Как сохранить человечность, как не утратить мечту, для чего нужно искусства и поэзия в мире, где «все пускается в полет»? Вознесенский воспевает настоящих творцов, которые создают новые смыслы, а это легко откликается в каждом.

Стирание границ между жанрами — еще один прием, который Вознесенский использовал, чтобы «дотянуться» своим творчеством до большего числа людей. Поэзия у него тесно переплетается с музыкой, а уж о «видеомах» — стихах, совмещенных с рисунками и шрифтовыми композициями, — говорить не приходится.
Таким образом Андрей Вознесенский стал поэтом для тех, кто ищет свободу, честность и энергию. Он искал те смыслы, которые будут важными в любые времена, а его аудитория всегда оставалась разношерстной.


Символично, что на сцене Театра Наций выходит спектакль «Цветет миндаль» — камерный портрет Вознесенского, в центре которого не только поэзия, но и личность поэта, его внутренние сомнения и дерзновения. Спектакль сочетает драму, музыку, графику и архитектуру, создавая «мир Вознесенского» в объеме и в цвете — как того хотел сам поэт.
«Поэзия — это такое искусство, в котором можно найти что-то для себя в любом возрасте и в любые времена. Актуальность содержания поэзии неисчерпаема, в силу ее образности, другое дело — форма! Вознесенский писал так, что стихи его и сегодня звучат современно. Он занимался пластикой языка, искал новые возможности нашего "великого и могучего".


Это прозвучит неожиданно, но в свое время, я был очень впечатлен тем, как Стив Джобс презентовал первый айфон. Я хотел бы, чтобы презентация стала не только маркетинговым инструментом, но и театральным жанром. Наш спектакль – не «байопик». Мы не ставим целью рассказать о жизни замечательного человека и автора, мы делаем презентацию Вознесенского как явления», — поясняет Роман Шаляпин.
«Архитектурное образование Андрея Андреевича подсказывает нам форму, мы стараемся изъясняться со зрителем не только через слова, но и через пространство. Вся наша сценография строится на одном основном приеме — архитектурной презентации пространства Вознесенского.


В ходе исследования биографии Андрея Андреевича я наткнулся на интересную историю. Вознесенский однажды сбежал из Москвы, потому что ему срочно захотелось было побыть одному.
Он отправился в Крым никого не предупредив, а в Москве у него должно было состояться большое выступление в филармонии. Дата концерта приближалась, билеты были раскуплены, а Вознесенский прислал телеграмму «Не могу приехать. Цветет миндаль».


Однако позже он все-таки приехал в Москву, потому что его супруга — Зоя Богуславская поставила ему ультиматум: «Или ты приезжаешь, или забудь мое имя». Он выступил с концертом, и его популярность еще больше возросла. Наверное, Зоя Борисовна была права», — резюмировал Роман Шаляпин.

«Цветет миндаль» — больше, чем просто реконструкция событий. Это возможность стать участником современной поэтической инсталляции, где прошлое и настоящее сливаются в искреннем разговоре, а эстетика Вознесенского предстает актуальной и близкой всем, кто приходит услышать ее заново.
