Раньше крупные кинопродюсеры не обращали практически никакого внимания на индустрию видеоигр, выбирая только самые крупные и адаптационно выгодные проекты, наподобие Лары Крофт. Однако «Ведьмак» от Netflix, кажется, создал тренд, который уже начинает пугать. Не успела в кинотеатрах отгреметь премьера «Дожить до рассвета», созданная по одноименной игре Until Dawn, как продюсерская компания Blumhouse Productions нацелилась уже на другой нашумевший проект — Phasmophobia.
Голливуд хочет экранизировать очередную игру: мнение редактора культуры
Что такое Phasmophobia?

Phasmophobia — сурвайвл-хоррор. Задача игры, как следует из названия жанра, выживать в суровых игровых реалиях. В свое время жанр был невероятно популярным благодаря таким культовым играм как Resident Evil и Silent Hill — обе они, к слову, были экранизированы, но не сказать, что фильмы получили широкое признание общественности. Впрочем, удивительно ли это, учитывая особенности жанра и причины, почему его полюбили игроки? Не очень.
Сурвайвл-хорроры отличаются от обычных страшилок тем, что не стремятся напугать игрока за счет внезапного появления ужасающих монстров. Зачастую основной упор делается на постепенное усложнение, а также правильное нагнетание атмосферы. В этих играх вам натурально необходимо выживать в самой недружелюбной среде, которую только можно представить — патронов для огнестрельного оружия либо мало, либо вообще нет. Оружие постоянно ломается, главный герой почти всегда в опасности. Например, в компьютерной игре под названием Soma, которая является ярким представителем жанра, у вас вообще нет никакого оружия — все, что вы можете, это прятаться или пытаться найти способ одурачить врагов. Степень погружения в хороших сурвайвл-хоррорах всегда довольно высокая.

Phasmophobia — крайне интересная игра. В ней вы вместе с друзьями (предусмотрена возможность играть группой до четырех человек) исследуете дом со случайно сгенерированным приведением. Ваша задача — собрать как можно больше данных о нем. Вот только взаимодействие с призраком напрямую может пошатнуть ментальное здоровье персонажа, а это повлечет за собой более агрессивное поведение со стороны приведения. Одной из главных фишек стало то, что игра автоматически связывается с вашим микрофоном. Да, мы намекаем на то, что привидение будет слышать ваш голос и даже распознавать речь. Так что оно легко погонится за вами, если вы будете призывать друзей к побегу. Согласитесь, интересная механика?
Адаптация
На днях стало известно, что компания Blumhouse Productions совместно с разработчиком игры займется экранизацией проекта. Никаких других подробностей пока нет. Но не секрет, что именно Blumhouse Productions в свое время выпустила экранизацию другого популярного игрового проекта — Five Nights at Freddy's. Это другой ужастик, который получил довольно неоднозначные отзывы, но зато собрал приличную кассу в 291 миллион долларов по всему миру при бюджете в 20 млн долларов.

Самое обидное — в кино не просто решили уйти от истоков, но еще хуже то, что весь ужас из аниматроников (именно они являются главными символами серии и самым пугающим элементом самой игры) будто высосали, оставив пустую и совершенно не страшную оболочку. За персонажами банально не интересно наблюдать. И все это можно было бы простить, но ведь сама игра уже давно разрослась до масштабов собственной Вселенной с играми и даже книгами — почему нельзя было взять наиболее интересный сюжет и просто экранизировать его? Я этого до сих пор не понимаю.
Что нас ждет при экранизации Phasmophobia? У этого проекта фанатская база меньше, хотя он и был популярен во время пандемии коронавируса, а значит, и итоговая касса может быть меньше. Но все же продюсеры могут повести экранизацию по пути «Майнкрафта» — не пытаться подделать эмоции, которые вызывал оригинал, а попробовать сыграть на ностальгии, остроумно обыграв самые разные моменты из игры. Если этого не произойдет, то мы получим второсортный ужастик, о котором будут нелестно отзываться фанаты оригинального произведения. Но если успех «Майнкрафта» получится повторить, то нас ждет действительно крутое и интересное приключение.
Кто виноват и что делать?

Адаптировать видеоигры в кино — занятие трудное и, зачастую, неблагодарное. Помните, как многие были недовольны выбором Генри Кавилла на роль Ведьмака в одноименном сериале. А ведь сейчас, когда его заменили на Лиама Хемсворта, недовольств стало только больше. Угодить поклонникам — крайне тяжело, а соперничать с культовым произведением, кажется, только сложнее.
Наиболее удачными кейсами в этом случае мне кажутся два примера — «Аркейн» и... «Мандалорец». В первом случае продюсеры взяли несюжетную игру и просто сделали качественный сериал на лоре (лором называют основу игрового мира, его историю, культуру, географию, мифологию и даже жизненный путь некоторых персонажей). Второй случай вспомнился сам собой — мы ведь говорим о вселенных, у которых много поклонников. Так вот, «Мандалорец» — удачный пример того, как можно не выходить за рамки этой вселенной, но снять качественный и интересный сериал.
В этом плане идеальными играми будут проекты FromSoftware — в них почти никогда нет сюжета, зато очень богатый и многогранный мир с огромным числом внутренних историй и второстепенных персонажей, о которых хотелось бы увидеть что-то еще. Более того, у этой компании есть Elden Ring, сюжет к которому отчасти писал сам Джордж Мартин, а это значит, что и его фанаты могут стать потенциальными зрителями.
Действительно крутым мог бы получиться проект, созданный о Heroes of Might and Magic. Да, эта серия пошаговых стратегий может показаться достаточно старой, но фанатов у нее все еще уйма. А если правильно обыграть их ностальгию — я, например, играла в это почти все свое детство — то касса выйдет приличной. При том, что бюджет может быть относительно небольшим.

Лично я жду сериал или фильм по потрясающей игровой вселенной Remedy (Alan Wake, Control и т.д.). Нисколько не сомневаюсь в том, что с удовольствием посмотрю сериал, например, про доктора Каспера Дарлинга (в исполнении актера Мэттью Порретта). Да, я знаю про мини-сериал «Брайт Фоллс», который был приквелом к игре Alan Wake. И, к слову, он получился крайне хорошим.
В общем, у голливудских продюсеров есть огромное поле для творчества, но они почему-то идут в сторону тех проектов, экранизировать которые тяжелее всего. А учитывая то, что хорроры еще и имеют определенный возрастной рейтинг, собрать на таких картинах большую кассу точно не получится.