Как изменилась музыка в эпоху соцсетей — и к лучшему ли это
Социальные сети стали массовым феноменом, который всего за пару десятилетий превратился в неотъемлемую часть жизни практически каждого человека на этой планете. Сейчас именно они диктуют, что становится популярным, а что — просто проходит мимо интернет-пользователей, оставаясь незамеченным. И это, естественно, уже успели на себе прочувствовать не только блогеры, но и люди, которые изначально были далеки от этого поля — в том числе и музыканты. Вслед за многочисленными брендами, которые начали вести коммуникацию с клиентами через соцсети, тем же стали заниматься и музыканты.
Уже к 2020 году было понятно, что социальные сети оказывают влияние на букинг артистов, меняют правила повседневного прослушивания и использования музыки и даже того, как мы ее находим и платим. И если это можно назвать опосредованным воздействием, то вскоре все изменилось. Многочисленные платформы, в том числе и Тикток, начали влиять на то, какая музыка в тренде.
Вы когда-нибудь задумывались о том, как Lil Nas X стал известным и востребованным? Все очень просто — он выбрал правильную стратегию продвижения. Песня Old Town Road не получила большой популярности на радио, и тогда рэпер отправился в соцсети и начал продвигать ее как саундтрек к мемам #YeeHaw — под этим тегом появились миллионы видео, где молодые люди одеваются как ковбои и поют. После этого игнорировать хит было невозможно — он возглавлял Billboard Hot 100 12 недель подряд, побив рекорд Дрейка. Хотя, казалось бы, разница между исполнителями должна быть колоссальной.
При этом вполне понятно, что далеко не любая музыка может быть саундтреком для забавных видео. Когда-нибудь задавались вопросом о том, что делает Тейлор Свифт настолько популярной? Практически любая ее песня легко вписывается в формат видео. Shake It Off, например, крайне заводная, так что идеально подходит для забавных роликов с детьми. А Cruel Summer с его двумя миллиардами прослушиваний на Spotify — безупречно вписывается в красивые и вдохновляющие видео. У Тейлор есть музыка под любое видео, какое вы только захотите снять. И именно с помощью социальных сетей она смогла утвердиться в качестве одной из самых востребованных артисток прямо сейчас.
С другой стороны, вспомните Бейонсе или Адель. Они за последние десятилетия стали голосом эпохи. В 2021-м у Адель вышел альбом «30», а у Бейонсе в 2024-м — Cowboy Carter. И хотя они получили крайне высокие отзывы критиков, но так и не стали массово популярными — отчасти свою роль в этом сыграли социальные сети. Впрочем, Бейонсе и Адель не настолько нуждаются в поддержке подобных платформ — они и без этого достаточно состоятельные и успешные певицы. Куда важнее алгоритмы рекомендаций для молодых и еще неизвестных артистов — благодаря социальным сетям у них появляется возможность «выстрелить», но далеко не всем удается «зацепиться» за эту быструю славу.
К числу тех, кому это удалось, можно отнести Doja Cat, ставшую главной хитмейкершей Тиктока. Boss Bitch, Say So, Rules, Like That — все эти композиции стали невероятно популярными, но еще более известными стали танцы. Еще более успешными благодаря соцсетям стали различные корейские исполнители. Вы наверняка не раз слышали Flower Джису или Money Лисы — обе исполнительницы являются солистками Blackpink.
Впрочем, есть своя ложка дегтя во всей этой бочке меда. Многие эксперты высказываются о том, что алгоритмы социальных сетей воспринимают довольно однотипную музыку и «вынуждают» артистов работать шаблонно и одинаково. Это, по их мнению, лишает композиции творческой составляющей, а артисты перестают экспериментировать в поисках нового и интересного звучания.