Секреты преподавателей: истории лучших учителей Москвы

Образец любви к профессии
Редакция сайта
Редакция сайта

Работа учителя раскрывается не сразу. Настоящий результат виден спустя годы — в судьбах и успехах учеников. Именно на этом акцент сделали Москва и Правительство России, запустив масштабный проект: вчерашние школьники, уже студенты ведущих ВУЗов страны, назвали тех, чьи уроки помогли им выбрать свой путь и добиться успехов. По итогам этого голосования 100 педагогов получили денежные премии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы решили познакомиться с пятью учителями, которых выпускники отметили в рамках обшегородского проекта. И узнали, в чем их главный, преподавательский секрет.

«Учитель — это обмен энергией»
Ольга Котова, учитель математики школы № 1515
Ольга Котова, учитель математики школы № 1515
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для Ольги Котовой педагогика — это прежде всего диалог и обмен энергией. Ее занятия — это не строгий разбор формул, а исследовательские проекты, групповые задания и работа на разных уровнях сложности. «Мне важно, чтобы ребята не боялись трудностей и полюбили математику», — говорит она.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученики педагога активно участвуют в олимпиадах, поступают в ведущие технические вузы — от МГУ до МФТИ и МГТУ имени Баумана. Среди них есть призёры вузовских конкурсов и победители олимпиад. Но для самой учительницы главным остается не количество дипломов, а то, что ее выпускники «с интересом идут в науку и не теряют любопытства».

«Педагог — это человек, который может разжечь интерес к предмету, дать обратный контакт, ответить на вопросы и поддержать ученика. Учитель становится проводником в мир знаний и комфортного погружения в образование», — делится Ольга Борисова.

«Профессия учителя — моя жизнь»
Ольга Лавникевич, учитель химии Курчатовской школы
Ольга Лавникевич, учитель химии Курчатовской школы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ольга Лавникевич признается: она выросла в семье учителей и буквально с детства знала, что её путь — педагогика. «Я родилась 25 мая, в день последнего звонка. В каком-то смысле судьба все решила за меня», — улыбается она.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За два последних года в ее классе появилось восемь стобалльников по химии и более 30 ребят, набравших свыше 90 баллов на ЕГЭ. Ученики Ольги Петровны поступают в медицинские и технические вузы, становятся врачами, исследователями, научными сотрудниками.

Она — почетный работник просвещения и воспитания РФ, лауреат президентской премии. Но, как признается сама педагог, награды — это лишь подтверждение того, что она смогла передать любовь к химии своим ребятам: «Мы до сих пор дружим с теми, кто окончил школу десять лет назад. Их успехи — моя главная радость».

«Достаточно поверить в детей»
Владимир Куренков, учитель математики школы № 1507
Владимир Куренков, учитель математики школы № 1507
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Владимир Куренков считает, что роль педагога — не только в подготовке к экзаменам. «Часто дети теряют веру в себя. Нужно создать для них ситуацию успеха, и тогда они раскрываются», — объясняет он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Его ученики поступают в престижные вузы, участвуют в олимпиадах, но главное — доверяют учителю. Куренков проводит с ребятами время не только на уроках: вместе они ездят в поездки, катаются на коньках, играют в футбол и теннис. Многие выпускники остаются его друзьями на долгие годы.

«Я понимаю, что делаю что-то хорошее для общества. Но что еще важнее — я делаю счастливее конкретных детей, с которыми работаю», — отмечает Влалимир Игоревич.

«Школа — это праздник»

Татьяна Янченко, учитель русского языка и литературы школы № 1538

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В молодости Татьяна Васильевна мечтала стать журналистом, но нашла свое настоящее призвание в школе. «Я обожаю русский язык и литературу, а еще больше — своих учеников. Я иду в школу как на праздник», — признается педагог.

Ее уроки редко бывают классическими: литературные гостиные, театрализованные постановки, круглые столы превращаются в необычные формы подготовки к экзаменам. У ее выпускников — сотни баллов на ЕГЭ, призовые места на конкурсах и фестивалях, поступления на филологические и театральные факультеты.

«Главное — дать свободу интерпретации, — говорит Татьяна. — Пусть ребенок ошибается, но у него должна быть возможность доказать свою позицию».

«Учитель — это второй родитель»
Владимир Степанов, учитель математики школы № 1985
Владимир Степанов, учитель математики школы № 1985
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Педагогическая история Владимира Николаевича началась еще в пятом классе: он объяснял соседке по парте дроби, и это оказалось неожиданно увлекательным. Сегодня он ежегодно выпускает учеников, получающих 98–100 баллов на ЕГЭ, а среди его воспитанников есть кандидаты наук.

Он преподает и в Московском авиационном институте, и не скрывает гордости: однажды целая группа школьников поступила туда только потому, что хотела продолжать учиться у него. «Учитель — это и наставник, и психолог, и второй родитель. Я стараюсь идти от возможностей каждого ребёнка и помогать шаг за шагом наращивать знания», — говорит педагог.

Эти пять имен — не рейтинг в привычном смысле, а скорее образец искренности и любви к профессии и детям. Их выбрали сами выпускники — те, кто уже сделал шаг во взрослую жизнь и понимает, чьи уроки останутся с ними надолго.

В этом году Москва отмечает День учителя масштабно и празднично. До 5 октября во дворцах творчества и центрах дополнительного образования проходят концерты, мастер-классы и творческие встречи. В некоторых новых корпусах школ педагогов встретили красные ковровые дорожки, а на Никольской улице появилась инсталляция с пожеланиями от столичных школьников.

С профессиональным праздником педагогов поздравила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова: «Вы не просто учите детей, но и сами постоянно совершенствуете свои знания, идете в ногу со временем, осваиваете новые методики. Ваш личный пример целеустремленности вдохновляет школьников, помогает им не бояться трудностей и уверенно идти к своим целям».