6 мая 2021 года не стало одного из самых легендарных японских мангак — Кэнтаро Миуры. Он скончался от разрыва аорты в 54-летнем возрасте. Многие связывают его проблемы со здоровьем с тяжелой работой мангаки, о которой мы рассказывали в другой нашей статье. Но, главное — он так и не закончил основной труд своей жизни — «Берсерк». Чтобы отдать дань памяти Миуре, мы решили рассказать о его манге побольше.
6 слоев «Берсерка»: почему эта манга стала культовой

Эмоциональный слой
На протяжении длительного времени фэнтези было тем жанром, в котором практически не уделялось внимания общему эмоциональному фону. Здесь он находится на первом плане. И вы, читая это произведение, будете испытывать те же чувства, что и главный герой по имени Гатс. Остаться равнодушным попросту невозможно. Вас с первой страницы бросают в пучину страданий, но эти страдания не являются самоцелью, они необходимы для того, чтобы научить героев выживать. При этом Гатс является воплощением человека, балансирующего между жизнью и смертью. С самого рождения гибель стояла у него над плечом. Вероятно, это своеобразная отсылка к философии самураев, которые, как мы все помним, живут каждым днем именно, потому что никогда не забывают о смерти.

Поскольку Гатс пережил множество невзгод, он стал крайне скупым на эмоции, но этот ход работает безупречно — иногда молчание персонажа красноречивее криков.
Философский слой
В основе «Берсерка» лежит борьба с предопределением. Точнее то, как это предопределение появляется в нашей жизни и чем опасно это привычное движение «по течению». Когда Гатс впервые встречает Гриффита, у первого нет собственной мечты. Гриффит соблазняет Гатса своим видением мира, и главный герой проникается ею. Правда, довольно скоро становится понятно, что следование за чужой мечтой — далеко не лучший способ прожить свою жизнь.
Именно поэтому Гатс начинает бороться. Его окончательной целью является далеко не победа — он сражается за право выбирать. И если поначалу ему необходимо избавить свою жизнь от влияния другого человека, то в итоге он борется с высшими силами, существующими в этом мире. К слову, именно поэтому Гатс порой кажется совершенно не отягощенным морально-нравственными качествами — многие его поступки ужасают. Однако он не пытается быть святым.

Это, к слову, еще один вопрос, который поднимает Миура — можно ли вообще остаться безгрешным в мире, где все решает исключительно грубая сила. Но главным, конечно, остается вопрос — что сильнее: воля человека или божественный замысел.
Эстетический слой
Визуальная составляющая — важная часть для вашего погружения в историю. Это особенный язык, на котором с вами разговаривает Миура. Хотя изначально «Берсерк» — очевидное темное фэнтэзи, сама манга все же нарисована достаточно реалистично для того, чтобы вы буквально чувствовали тяжесть оружия и доспехов.

И здесь Кэнтаро играет на контрасте — он противопоставляет черный мрачный мир ярким и светлым моментам, благодаря чему само повествование начинает казаться более «успокаивающим» и «безопасным». Словно вы из-под холодного дождя наконец добрались до теплого убежища. Это усиливает ваше погружение в историю, а еще побуждает вас исследовать этот удивительный мир дальше — даже в том случае, если дальше все кажется намного страшнее.
Психологический слой
Согласитесь, в мировом искусстве множество историй о преодолении и исцелении от психологической травмы. Эта тема является довольно распространенной, но Кэнтаро Миура пошел другим путем — его глубоко травмированные персонажи учатся жить с этим. Гатс не побеждает своих внутренних демонов, а скорее продолжает волочить их за собой. И в этом плане удивителен не только главный герой.

Гриффит, страдающий от явного нарциссического расстройства, тоже переживает самые разные этапы — он поглощен манией величия, страхом утраты контроля. Задолго до многих других Миура поднимал и темы посттравматического стрессового расстройства, вспышек гнева, панических атак, ухода в себя. Психологизм «Берсерка» раскрывается постепенно — это медленный и мучительный процесс. Но для читателя он может стать по-настоящему исцеляющим, ведь он учит быть сильным и не сдаваться, оставаясь человеком в мире, где многие успели озвереть от боли.
Символический слой
Первая и самая заметная аллюзия, которую вы видите в манге, — падение ангела, архетип, который уводит читателя к Люциферу. Гриффит, который изначально был движим довольно правильной мотивацией, сдается обстоятельствам и получает силу взамен на свою человечность. Это и становится причиной его краха. В «Берсерке» есть и очевидная пародия на библейский Апокалипсис. Интересно, что все эти отсылки Миура использует для того, чтобы продвинуть основную идею.
Заметно и вдохновение, которое Кэнтаро черпал из европейского Средневековья. Города, крепости и соборы «Берсерка» отсылают к готике XIII-XV веков. А оружие и доспехи визуально похожи на итальянские.

Культурный слой
«Берсерк» обратил внимание многих творцов на жанр темного фэнтези. Вполне возможно, что без этого произведения мы бы не увидели «Атаку титанов» и серию Dark Souls. Впрочем, Миура вдохновлял не только их. Главный герой «Саги о Винланде» — персонаж, который наследует Гатсу. Да и в целом главный герой, который изначально проклят, — настоящий тренд.