Читать терапевтические романы — затея довольно авантюрная. Особенно для тех, кто сам сталкивался с ситуациями, подобными той, в которых оказываются главные герои. «Когда-нибудь, возможно» я взяла отчасти из интереса к «экзотике». Онии Нвабинели — нигерйская писательница, которая родилась в Бенине, но выросла в Глазго, а теперь живет в Лондоне. «Когда-нибудь, возможно» — ее дебютный роман, вышедший в ноябре 2022 года, но на русский язык его перевели недавно в издательстве «Дом историй».
Booklook: «Когда-нибудь, возможно» — терапевтический роман о проживании потери

Когда начинаешь читать это произведение, то сразу ощущаешь полную потерю границы — переживания героини, ее чувства, даже построение произведения кажутся настолько пугающе живыми и настоящими, что невольно начинаешь думать, будто все это произошло с автором на самом деле. Учитывая то, что речь идет о терапевтическом романе — книге такое впечатление только на пользу.
Общий сюжет трагичен и прост — супруг героини решает совершить суицид незадолго до Нового года. Он не оставляет после себя ни предсмертной записки, ни вообще каких-либо намеков на то, что привело его к такому решению. С самого начала героиня-рассказчица крайне сухо перечисляет основные факты. На секунду может показаться, что она даже равнодушна к произошедшему, но скоро становится понятно, что женщина находится в состоянии психической анестезии. Горе проглотило ее целиком до такой степени, что она уже не отделяет себя от него — буквально живет в нем.
Ее пытаются поддерживать окружающие — исключительно любящие и заботливые родители, добрый брат и даже боевая старшая сестра. В книге их характеры постепенно раскрываются подробнее, что играет на руку всему повествованию. К тому же крайне интересно узнать больше о традициях и обычаях нигерийских семей, которые уже довольно давно не живут у себя на родине. Но автор крайне талантливо показывает, что поддержка, пусть она и важна, не способна излечить израненное сердце. Сквозь всю книгу красной нитью проходит основная мысль — чтобы вылечиться, человек должен для начала этого захотеть. Но героиня не хочет. Она не понимает, почему она должна этого хотеть. И это нежелание, смешанное с любовью к близким, играет на руку отчаянному положению женщины. Чувство вины за смерть мужа будто подпитывается чувством вины перед родными, которые вынуждены ухаживать за ней словно за маленьким ребенком.
Масла в огонь подливает свекровь — успешная женщина, которая всегда была против отношений сына с девушкой из обычной семьи. Она полностью отказывается «разделять» горе, впрочем, почти в той же манере поступает и главная героиня, но за собой она замечает это менее охотно. Именно поэтому, к слову, со стороны все кажется настолько живым. Даже то, что свекровь больше напоминает карикатурную злодейку — избыточная эмоциональность и склонность героини к преувеличению тоже заметна сразу.
Конфликт невестки и свекрови становится одним из трех китов, на котором держится роман. Второй кит — тайна смерти мужа героини. К сожалению, в конце она так и не узнает, что послужило настоящей причиной: длительная депрессия, которую заметили некоторые из поклонников его творчества, минутный порыв, какие-то другие обстоятельства.
Третий, и самый важный из китов, — то, как героиня медленно проживает свое горе. Она не излечивается мгновенно, она совершает множество ошибок, отказывается от чужой помощи, сбегает, пытается собрать себя заново, отрекается от этой идеи. Это проживание со стороны кажется настолько реалистичным, что даже различные «удачные» обстоятельства не делают историю «надуманной» и не цепляют взгляд. Например то, что героине нет нужды ходить на работу, она может позволить себе полноценное путешествие и так далее. Да, в этой истории есть ряд «сказочных» моментов, но они нисколько не влияют на общее восприятие. Не отвлекают вас эмоционально от основной канвы повествования.
И если вам действительно необходимо прочитать книгу о подобных переживаниях, то смело берите «Когда-нибудь, возможно».