2 июля в Сеть утекли первые кадры грядущей «Одиссеи» Кристофера Нолана. Они появились на Reddit, а само видео, судя по всему, сняли в кинотеатре, где тизер пустили перед началом другого фильма. Естественно, никаких комментариев от Universal Pictures пока не поступало. Хотя было бы логично выпустить трейлер в нормальном качестве. О самом фильме известно не многое. Основой для повествования будет служить знаменитая поэма Гомера, а еще Кристофер Нолан собрал крайне звездный состав — Мэтт Деймон, Том Холланд, Зендея, Энн Хэтэуэй, Лупита Нионго, Шарлиз Терон, Джон Бернтал, Роберт Паттинсон, Эллиот Пейдж и Миа Гот.
ChatGPT размышляет, какой получится «Одиссея» Кристофера Нолана
И пока все обсуждают обилие сцен с морем, мы решили спросить у всезнающего ChatGPT, каким, по его мнению, получится классическая «Одиссея» в исполнении Кристофера Нолана. Хотя для начала важно вспомнить о самой «Одиссее» — до сих пор это одно из важнейших произведений мировой литературы. Не только потому, что Гомер заложил фундамент для всего древнегреческой (а отчасти и римской) эпической поэзии. Здесь крайне важен сюжет — практически любое произведение, посвященное возвращению домой, так или иначе отсылает именно к «Одиссее». Стремление к семье и дому, способность преодолеть даже самые сложные препятствия на этом пути — все это описал именно Гомер. Так что переоценить влияние «Одиссеи» на всю мировую литературу крайне сложно — эта поэма уже вшита в нашу культуру.

Вполне логично, что такой эпос доверили именно Кристоферу Нолану. Во-первых, он действительно умеет снимать масштабные эпические картины. Во-вторых, слава режиссера растет и ширится с каждым новым фильмом, а последний — «Оппенгеймер» получил сразу семь оскаровских статуэток. Так что продюсеры возлагают на Нолана огромные надежды. Так какой же будет «Одиссея» у Нолана? Вот, что думает ChatGPT.
Нелинейный монтаж
«Весь фильм — фрагменты памяти Одиссея, который на Итаке пытается вспомнить произошедшее и размышляет над тем, кем он был и что случилось. Его воспоминания ненадежны, и зритель не знает, правда ли все происходящее. Вод вопросом даже факт возвращения: может, это все умирающее сознание в момент крушения корабля?».

Нолан действительно может кардинально повернуть повествование и оставить зрителя в сомнениях относительно того, что произошло с Одиссеем и смог ли он вообще вернуться домой. Вероятнее всего, такой вывод нейросеть сделала из-за красивого открытого финала в фильме «Начало» с Леонардо ДиКаприо. Однако мы сильно сомневаемся в том, что режиссер поступит так с «Одиссеей». Сам фильм «Начало» построен на неоднозначности сна и реальности, из-за чего этот ход и работает. С произведением Гомера все немного иначе.
Петля времени и «Одиссея» как бесконечное возвращение
«Одиссей может застрять во временной петле. Каждый раз он пытается вернуться домой, но события повторяются с вариациями. Он начинает осознавать, что сам является причиной своей участи — возможно, это расплата за грехи, совершенные в Трое. Таким образом усиливается тематика вины и искупления».

В этом ответе можно увидеть отсылки одновременно на несколько фильмов — «Престиж», «Интерстеллар» и «Мементо». Последние два куда более тесно связаны с таким явлением, как временные петли. Однако первый по своей природе куда ближе к самой «Одиссее», ведь в «Престиже» герои словно заперты в замкнутом кольце конфликтов, где чем дальше заходят герои, тем больше боли они причиняют и себе, и друг другу. В любом случае, Нолан вряд ли создаст прямолинейную временную петлю.
Параллельные временные линии
«Повествование развивается параллельно в трех линиях — Одиссей плывет домой, Пенелопа ждет, Телемах взрослеет. Поначалу они могут показаться зрителю не слишком связными между собой, но финал соединяет их в одну точку, разрушая иллюзию времени».
Еще одна идея, которую можно назвать типичной для Нолана, но в целом есть целый ряд режиссеров, которые с куда большим интересом и рвением снимают параллельные сюжетные линии, объединяя их в одну. Зрелищнее всего, наверное, будет «Облачный атлас» — хотя его снял и не Нолан. И, к слову, для эпичности это отличный режиссерский ход.
Акцент на изменениях
«Одиссею можно осмыслить почти как космическое путешествие в духе "Интерстеллара". Одиссей покидает дом, проходит через различные испытания, но возвращается ровно таким, как был. Правда, Итака без него полностью изменилась. Так что у Нолана может получиться релятивистская драма о разрыве во времени между теми, кто уходит, и теми, кто ждет».

Хотя сама идея кажется интересной и не лишенной здравого смысла, нам кажется, что менять саму суть — а именно вокруг бесконечного героизма воина, который хочет вернуться домой и готов ради этого на все, строится «Одиссея» — Нолан не будет. С другой стороны, поскольку режиссер любит довольно сложные и многослойные произведения, такая идея имеет право на существование.
А вы как думаете, какое кино в итоге получится у Нолана?