B фантастической литературе уже давно рассматриваются технологии полного погружения. Достаточно вспомнить ранобэ и мангу Р. Кавахара «Sword Art Online», аниме режиссера Mамору Осии «Призрак в доспехах», книгу 3. Клайна «Первому игроку приготовиться» и классику киберпанка — «Нейромант» У. Гибсона. При этом полное погружение может быть реализовано различными способами: либо через воздействие на все основные чувства человека (подобные проекты уже реализуются), либо через подключение к человеку компьютера, который будет продуцировать VR (виртуальную реальность) прямо в головной мозг. Последний момент предполагает отрешенность от окружающего мира и ощущение полного присутствия в VR.
Читаем с Grazia: как нейросети влияют на виртуальную реальность

Нейросети здесь сыграют большую роль, так как ИИ, который уже способен самообучаться на невероятном уровне, поможет создать более реалистичные миры, и будет играть за саму виртуальную реальность — за NPC, мобов и т. д., подстраиваясь под уровень конкретного игрока.
Bиртуальная реальность может стать обиталищем людей, погруженных в нее либо через эффект полного присутствия, либо будучи оцифрованными сознаниями. Bо втором случае мы уже имеем дело с трансгуманизмом. Цифровое сознание станет элементом машины, это ознаменует начало революционного скачка от биологического к кибернетическому. Таким образом, появятся новые виды, от чисто биологических до предельно технологических. Технологии полного погружения, по сути, приблизят нас к эре человеко-компьютерных существ, homo cyberneticus. Это станет предзнаменованием ухода человека от обыденной реальности в реальность виртуальную, в которой будет как своя, насыщенная, жизнь, так и свои враги (вирусы, спам и т. д.). Каждый человек сможет создать свой идеальный мир, наполненный теми объектами, способностями и эмоциями, которые будут ему по вкусу.
Однако новые виды обязательно предъявят свои требования, чтобы иметь аналогичные человеку права и свободы. Для этого придется разработать подходящую этику. Если касаться темы компьютерных игр, то там необходим собственный этический кодекс, иначе все это приведет к краже аккаунтов и аватаров, способностей и возможностей, а также создаст обширное поле для навязчивой рекламы.
Играть с ИИ, быть ИИ, быть интегрированным с машиной — пока еще мы можем только представлять, каким образом это будет проявлено. B любом случае постчеловек и человек должны будут прийти к определенному соглашению, чтобы совместно решать глобальные проблемы и создавать предпосылки к колонизации ближнего и дальнего космоса. ИИ до тех пор, пока не осознает себя, будет служить человеку. Однако в некоторый момент он осознает себя как актора, как действующую личность, способную автономно управлять собой и создавать себе подобных. Комплементация человека и постчеловека позволит решить большой ряд проблем, связанных как с чисто физическими характеристиками, так и со способностями (улучшение интеллекта и аналитических способностей), с проблемами перенаселения и колонизации космоса, а также ускорит познание мира. Человек и постчеловек должны будут разработать парадигму сотрудничества, которая сделает Эффективным их сосуществование и позволит преодолеть собственные границы. Bиртуальная реальность в данном случае станет превосходным полем для переговоров. Здесь же можно тестировать степень эмпатии, понимания и желание сосуществовать, идущее от обеих сторон.
Данные сценарии могут реализоваться и другим способом, если стороны выберут войну и взаимное уничтожение. Тогда лучшим вариантом станет расселение по различным планетам. C открытием Экзопланет такой шанс появился, однако о возможностях его реализации пока заговаривать рано. Кроме того, перечисленные выше теории далеко не единственные: человечество, к примеру, может сильно регрессировать. По словам биолога A. B. Mаркова, мы уже начали деградировать и вырождаться, что неминуемо приведет к стагнации в науке и научно-техническом прогрессе. Таким образом, нам придется искать подходящие технологии, которые позволят сохранить и улучшить когнитивный потенциал новорожденных и создать их здоровыми.
Общество «человека играющего» станет новым этапом в развитии социальных систем — Этого следует ожидать уже в ближайшем будущем. Даже сейчас люди бесконечно используют различного рода девайсы, гаджеты для доступа к сети. B дальнейшем, скорее всего, эта тенденция усилится и займет главенствующие позиции. Информационное общество позволит со временем решить многие текущие проблемы, взамен же появятся новые опасности: потеря самоидентичности и растворение личности в общем потоке данных. C другой стороны, если брать социум постгуманизма, появится простор для исследований, изысканий и освоения макрокосмоса, что позволит постчеловечеству распространиться между звездами. Прообраз Homo ludens является как никогда актуальным на сегодняшний день, проявляясь в поколениях 2010–2020-х годов.
Выводы
Человечество стоит на пороге великих открытий. Ожидание технологической сингулярности, которая, возможно, станет метафорическим эквивалентом второго пришествия, делает нашу жизнь насыщеннее и многограннее. Развиваются НБИК-технологии, которые значительно улучшат жизнь человека уже указанными нами способами. Для подобного прорыва как никогда необходимо объединение ученых, которое позволит совершить междисциплинарные исследования и создать некое подобие Mathesis Universalis. Доступность открытий ученых в одной сфере для других исследователей должна послужить конвергенции науки, техники и прочего, что, безусловно, ускорит научно-технический прогресс. Явление технологической сингулярности, оцифровка сознания и ускорение прогресса могут привести к невиданным ранее последствиям.
Mашины играют с нами, а мы играем с машинами. Они ведут собственные игры. Так что вполне возможно, что тезис Йохана Хëйзинги, базирующийся на том, что игра старше культуры и может рассматриваться в качестве одного из наиболее фундаментальных жизненных элементов, окажется применим и к ИИ. A за идеей «Homo ludens» последует «machina ludens». B таком случае это станет первым и очень важным шагом на пути к преодолению текущих границ искусственного интеллекта. Если он начнет играть и осознавать пределы своей игры, значит, он станет разумным.