Хаяо Миядзаки и Studio Ghibli, сооснователем которой он является, десятилетиями доказывает, что японская мультипликация рассчитана не только на детей и подростков. Она может быть интересна и более взрослому поколению. «Могила светлячков», снятая студией Ghibli в 1988 году, кажется, полностью противоположный пример. Тот самый случай, когда мы точно не рекомендуем смотреть мультфильм людям моложе 18 лет.
Этот мультфильм считается одним из лучших в мире, но вам точно не стоит показывать его ребенку
Зайдя на «Кинопоиск» вы можете удивиться, ведь у этого аниме и без того стоит пометка «18+». Вот только необходимо понимать, что раньше она не имела большого значения. Например, ту же «Могилу светлячков» купили многие школьные советы, чтобы показать ученикам, которые явно не достигли 18-летнего возраста.

При этом не только мы, но и многие другие эксперты считают «Могилу светлячков» одним из лучших шедевров мультипликации, созданных когда-либо. К слову, Хаяо Миядзаки не прикладывал к нему руку — он в тот момент был занят картиной «Мой сосед Тоторо», так что премьеры этих двух проектов выпали на один и тот же день.
В первую очередь, «Могила светлячков» о войне. Точнее, о детях, которые становятся опосредованными жертвами этого ужасного события. Главные герои — 14-летний мальчик Сэйта и его 4-летняя сестра Сэцуко. Во время очередной американской бомбардировки они теряют мать и свой родной дом. Сэйта осознает, что ответственность за сестру ложится на его плечи, так что он старается делать все возможное, чтобы защитить ее от всех угроз. Однако в итоге теряет самое дорогое для себя.
Пересмотрев эту картину сейчас, я вспомнила, за что так сильно любила старые фильмы о войне и вообще внушительную часть кинематографа прошлого века — за отсутствие грязи. Сейчас, благодаря различным спецэффектам, на которые тратятся миллионы долларов, визуальная составляющая получается крайне реалистичной — все ужасы войны оказываются прямо перед зрителями. И поскольку они выглядят настолько страшно, это начинает отвлекать от основной мысли. Здесь подобного нет. Просматривая «Могилу светлячков», вы, скорее всего, даже несколько раз улыбнетесь. Будут и моменты, которые вызовут негодование. Но авторы пытались донести не это.

Режиссер Исао Такахата и автор оригинального романа Акиюки Носака пытались просто передать нам опыт. И, надо понимать, что это опыт, в первую очередь, глубоко эмоциональный. Существует огромное количество отзывов, в которых зрители ругают главного героя. За то, что сделал неправильный выбор, за то, что не смог стать достойной опорой для маленькой сестры. И отчасти эти отзывы вполне логичны.
И самый логичный вопрос: «Неужели никто не мог помочь страдающим детям? Так не может быть». И здесь я полностью на стороне авторов мультфильма — такое вполне реально. На их же стороне Виктор Франкл, написавший бестселлер «Сказать жизни "Да!": психолог в концлагере». Одно из главных откровений книги — то, как там относились к врачам — людям, способным спасать чужие жизни. Так вот сама жизнь в немецких концлагерях настолько обесценена, что и к врачам относились так, словно они не нужны. В абсолютно любом нормальном обществе врач — крайне ценный ресурс. Но только не в концлагере. Так что «Могила светлячков» — не про нормальное общество.
Врач, к которому обратился главный герой в попытках вылечить сестру, каждый день смотрит на страдающих и умирающих детей. Они уже не вызывают у него такого эмоционального отклика. Сердце становится более суровым — на этом этапе докторам приходится делать бесчеловечный выбор и пытаться спасти тех, кого еще можно спасти. Даже если это значит, что кого-то необходимо отдать в руки смерти.

Тетушка, чье поведение вызывает неоднозначные реакции у зрителей, — тоже не откровенное зло. И хотя эти дети — ее родня, но у нее есть дочь и муж, которые всегда будут в приоритете. И это, по словам того же Франкла, — абсолютная норма.
С другой стороны, множество вопросов возникает и к главному герою. Но он — еще ребенок. Ребенок, который не знает, что происходит с его отцом и жив ли он. Ребенок, в одиночку похоронивший собственную мать. Ребенок, у которого нет времени оплакать потерю, подумать над своими поступками. Он обязан заботиться о сестре здесь и сейчас. И тут важно понимать, что дети того поколения взрослели далеко не так быстро, как взрослеют нынешние. По уровню развития он ближе к 10-летнему мальчику, чем к нынешним 14-летним юношам. Каждый человек в этом фильме делал все, что он мог. Но перед лицом большой и страшной войны этого порой попросту недостаточно.
Исао Такахата вместе с Акиюки Носакой дали всему миру возможность увидеть, что творит война с теми, кого задевает только по касательной. Возможность осознать, что не каждый человек может стать героем. Возможность увидеть, что существуют условия, в которых даже детская жизнь, кажущаяся нам самым важным, ведь именно за детьми будущее, может померкнуть с такой же легкостью, как и яркие огоньки светлячков.