На Северном речном вокзале открылась одна из самых интересных выставок этого года — инсталляция «Железные леди», подготовленная Музеем транспорта Москвы. Здесь вы сможете узнать не только о щитовом способе строительства метро с помощью тоннелепроходческих машин, но и о метростроевках — женщин, для которых работа под землей стала не просто профессией, а делом всем жизни. Сегодня мы решили поговорить о некоторых из них.
«Железные леди»: женщины, которые создали Московский метрополитен

Татьяна Федорова: женщина в мужской профессии
Татьяна Федорова стала одной из первых женщин-метростроек, пришедших на стройку московского метро в 18 лет: рыла первые шахты, замешивала бетон и подносила раствор, была чеканщицей и болтовщицей. Она наравне с мужчинами управлялась с отбойными молотками и кирками, а свой быт и мечты позже описала в мемуарах: «Жили девушки все в одном общежитии... все мы хотели быть метростроевками».
Девушки без сожалений меняли платья на спецовки, сталкиваясь с суровыми реалиями стройки: «Мы буквально тонули в огромных брезентовых куртках... беда, да и только!». Ее образ даже лег в основу героини фильма «Добровольцы».

Пройдя путь от простой рабочей до заместителя начальника Метростроя, Татьяна Федорова руководила строительством станций «Новослободская» и «Киевская». Признанием ее заслуг стали инициалы «Т.В.Ф.», выжженные бригадой на тюбингах станции «Новослободская», и мемориальная доска на «Красносельской».
София Киеня: сила, прокладывающая путь
Среди первопроходцев московского метро, боровшихся с коварными плывунами и неустойчивыми грунтами, особое место занимает имя Софии Александровны Киени. В 1933 году, когда строительство велось с применением опасной кессонной технологии, женщин официально не допускали к подземным работам. Однако София Александровна добилась личного разрешения и стала первой женщиной, спустившейся в герметичную камеру со сжатым воздухом.

Работа в кессоне была испытанием даже для самых выносливых: из-за перепадов давления «ломило под бровями, уши болели, казалось, будто с двух сторон давит свинцовая шапка», — вспоминала она. Но ее решимость была сильнее. Проявив себя в экстремальных условиях, Софья возглавила бригаду укладчиков и под ее руководством был установлен рекорд — сборка пяти тюбинговых колец за смену.
Ее стойкость и лидерские качества в полной мере раскрылись в военные годы, когда она руководила строительством важных оборонных объектов в районе «Павелецкой». В то время, когда мужчины ушли на фронт, именно на плечах таких женщин, как София Киеня, лежала ответственность за сдачу объектов в срок.
Даже после войны, когда ее здоровье, подорванное тяжелой работой, ухудшилось, София Александровна продолжала отдавать свои знания и опыт Метрострою, проработав в его Управлении еще долгие годы. Ее биография — это история не только личного мужества, но и яркого примера того, как целеустремленность одного человека прокладывает путь для многих.
Надежда Быкова: женщина, которая спроектировала метро

Судьба Надежды Быковой — это история о том, как случайность помогла создать классику московского метро. Мечтая стать врачом, она из-за бюрократической ошибки попала не в мединститут, а в легендарный ВХУТЕМАС, где училась у великих архитекторов.
Именно ее талант и упорство позволили молодой женщине пробиться в авангардную для своего времени сферу — проектирование метро. Вместе с архитектором Иваном Тарановым (своим будущим мужем) она выиграла конкурс на проект первой очереди — станции «Сокольники». Их совместная работа, выполненная в стиле строгой простоты, стала эталоном.
Вместе с мужем Надежда спроектировала девять станций, включая «Белорусскую» и «Новокузнецкую». Признанием их вклада стала трогательная «пасхалка»: на мозаичном панно «Новокузнецкой» художник изобразил саму Надежду с короткой стрижкой и ее мужа с чертежом в руках.
Так, начав с проектов столовых для метростроевцев, Надежда Быкова стала одной из ключевых женщин-архитекторов, чьи работы и сегодня определяют лицо московской подземки.
Вера Мухина: сила монументального образа в метро

Автор легендарного монумента «Рабочий и колхозница», Вера Мухина, привнесла свой мощный стиль и в оформление московского метро. Ее ключевой вклад — создание гипсовых медальонов для станции «Семеновская», открытой в 1944 году.
Отказавшись от первоначального плана с мозаиками, Мухина предложила лаконичное и выразительное решение. Она создала собирательные образы воинов — пехотинца, летчика, моряка, танкиста. Их фронтальные силуэты, лишенные личных деталей, передают не конкретных людей, а идею спокойного достоинства и несокрушимой силы всей Советской Армии.
Простая композиция и контраст со строгой архитектурой станции делают эти рельефы пронзительным памятником героям войны, воплощенным в метро гением великой женщины-скульптора.
Елена Янсон-Манизер: стоп-кадр из фарфора

Имя Елены Янсон-Манизер, создававшей скульптурные портреты великих балерин, навсегда связано и с московским метро. Ее главный вклад — серия фарфоровых медальонов для станции «Динамо», ставшая визитной карточкой станции.
Именно Янсон-Манизер нашла идеальное художественное решение, связав тему станции с находящимся рядом стадионом. Она создала динамичные рельефы, запечатлев спортсменов в моменты наивысшего напряжения: бегунов, гимнасток, хоккеистов.
Скульптору удалось передать пластику и энергию движения почти графически — только с помощью формы и объема, без ярких красок. Белые фарфоровые фигуры в мягкой подсветке напоминают стоп-кадр, оживающий в ритме подземки. Эта работа стала уникальным примером того, как монументальное искусство женщины-скульптора превратило станцию метро в галерею спортивной славы.