Кураторский взгляд: как профессионально смотреть выставки

Разбираемся вместе с экспертом
Виктория Артемова
Виктория Артемова
Старший редактор сайта

Куратор – настоящий режиссер в мире искусства: продумывает историю и концепцию выставки, ведет переговоры, выстраивает архитектуру экспозиции и проводит зрителя по запутанной карте своих загадок и секретов. О том, как кураторы смотрят на пространство галереи и как научиться видеть экспозиции их глазами, оказавшись в роли зрителя, рассказывает руководитель программы «Практики кураторства» в MSCA и главный куратор галереи Triumph Gallery Полина Могилина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

О том, нужно ли готовиться к посещению выставки

Между зрителем и произведением искусства может не быть посредников. Искусство говорит напрямую, оно открыто для восприятия. Человек может увидеть произведение по-разному: в одном настроении пройдет мимо, в другом — оно откроется для него. Если зритель готовится заранее, изучает материалы, это может помочь преодолеть внутреннее сопротивление, но выдающимся произведениям подготовки не нужно: они говорят сами за себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О том, как устроено выставочное пространство

Выставка — это нарратив, рассказ, который создается куратором, архитектором и художником. Персональная и групповая выставки устроены по-разному, но в обоих случаях можно выделить центральную идею. Она же раскрывается через знакомство зрителя с произведениями, а также с документами, объектами культурного наследия и историческими артефактами. Чтобы понять идею, пробуйте искать связи — визуальные и смысловые, которые образуются между произведениями, представленными в одном зале. Хороший куратор создает такую среду, которая способствует этому поиску. Наша цель — не запутать зрителя, а, наоборот, выстроить для него структурированный маршрут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О важности текста

Обратите внимание на кураторский текст, который обычно встречает посетителей в начале экспозиции. В свое время искусствовед и куратор международных музейных выставочных проектов Зельфира Исмаиловна Трегулова в одном из интервью сказала: «Музей, как и театр, начинается с вешалки». Так же любая выставка начинается с титульного блока — названия, списка участников, перечня всех, кто был причастен к созданию и реализации проекта, и, конечно же, с кураторского текста. Он может быть разбит на несколько частей, если речь идет о сложносоставном проекте, где каждый зал посвящен отдельной теме. В этом случае каждой теме сопутствует свой текст, раскрывающий содержание именно данного раздела. Для проектов поменьше это может быть общий текст. Его задача — погрузить зрителя в контекст, но не пересказывать буквально то, что он увидит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О том, как видит экспозицию куратор

Специалист смотрит на выставку с точки зрения человека, который понимает, как создается проект, всю его структуру и этапы. Поэтому, оказываясь на выставке, профессионал обращает внимание не только на произведения и тексты, но и на развеску, экспозиционные решения, методологию построения, цвет, оформление инфографики, выбор шрифта, их соответствие теме и концепции. Иногда взгляд цепляется за детали, которые обычный посетитель даже не заметит: состояние площадки, аккуратность монтажа, следы от разметки, забытый скотч. Все это сразу указывает на недочеты или, наоборот, на высокий уровень организации на всех этапах подготовки выставочного проекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что важно знать

Чтобы видеть выставки глазами кураторов немаловажно изучать историю искусства, причем не только современного, а всего процесса развития культуры в целом – «от бизона до барбизона». Актуальное искусство никогда не существует в отрыве от контекста, поэтому также полезно погружение в социологию, культурологию, философию. Очень важно быть человеком с открытым, подвижным умом, постоянно расширять базу знаний и насмотренность.

Об идеальных выставках

Блестящий пример того, как концепция выставки может быть раскрыта с помощью дизайна и архитектуры, деликатно вписанных в сложное историческое пространство музея – выставка коллекции Щукиных в ГМИИ им. А. С. Пушкина «Щукин. Биография коллекции», архитектуру которой разрабатывали Кирилл Асс и Надежда Корбут. С большим уважением архитекторы отнеслись и к произведениям, которые постоянно находятся в зале и не могут быть изъяты, и к общей атмосфере, которая раскрывает саму идею выставки и создает настоящие портреты коллекционеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна выставка образцового качества – «El Bosco. La exposición del V centenario» в Музее Прадо. Там прекрасно показано, как за счет простоты — правильного освещения, белых стен и грамотного расположения зачастую одного единственного произведения в зале — можно выстроить пространство, где ничто не отвлекает зрителя и весь зал держится на диалоге с произведением искусства. Это проявление подлинного уважения к шедевру.