Куратор – настоящий режиссер в мире искусства: продумывает историю и концепцию выставки, ведет переговоры, выстраивает архитектуру экспозиции и проводит зрителя по запутанной карте своих загадок и секретов. О том, как кураторы смотрят на пространство галереи и как научиться видеть экспозиции их глазами, оказавшись в роли зрителя, рассказывает руководитель программы «Практики кураторства» в MSCA и главный куратор галереи Triumph Gallery Полина Могилина.
Кураторский взгляд: как профессионально смотреть выставки

О том, нужно ли готовиться к посещению выставки
Между зрителем и произведением искусства может не быть посредников. Искусство говорит напрямую, оно открыто для восприятия. Человек может увидеть произведение по-разному: в одном настроении пройдет мимо, в другом — оно откроется для него. Если зритель готовится заранее, изучает материалы, это может помочь преодолеть внутреннее сопротивление, но выдающимся произведениям подготовки не нужно: они говорят сами за себя.
О том, как устроено выставочное пространство
Выставка — это нарратив, рассказ, который создается куратором, архитектором и художником. Персональная и групповая выставки устроены по-разному, но в обоих случаях можно выделить центральную идею. Она же раскрывается через знакомство зрителя с произведениями, а также с документами, объектами культурного наследия и историческими артефактами. Чтобы понять идею, пробуйте искать связи — визуальные и смысловые, которые образуются между произведениями, представленными в одном зале. Хороший куратор создает такую среду, которая способствует этому поиску. Наша цель — не запутать зрителя, а, наоборот, выстроить для него структурированный маршрут.

О важности текста
Обратите внимание на кураторский текст, который обычно встречает посетителей в начале экспозиции. В свое время искусствовед и куратор международных музейных выставочных проектов Зельфира Исмаиловна Трегулова в одном из интервью сказала: «Музей, как и театр, начинается с вешалки». Так же любая выставка начинается с титульного блока — названия, списка участников, перечня всех, кто был причастен к созданию и реализации проекта, и, конечно же, с кураторского текста. Он может быть разбит на несколько частей, если речь идет о сложносоставном проекте, где каждый зал посвящен отдельной теме. В этом случае каждой теме сопутствует свой текст, раскрывающий содержание именно данного раздела. Для проектов поменьше это может быть общий текст. Его задача — погрузить зрителя в контекст, но не пересказывать буквально то, что он увидит.
О том, как видит экспозицию куратор
Специалист смотрит на выставку с точки зрения человека, который понимает, как создается проект, всю его структуру и этапы. Поэтому, оказываясь на выставке, профессионал обращает внимание не только на произведения и тексты, но и на развеску, экспозиционные решения, методологию построения, цвет, оформление инфографики, выбор шрифта, их соответствие теме и концепции. Иногда взгляд цепляется за детали, которые обычный посетитель даже не заметит: состояние площадки, аккуратность монтажа, следы от разметки, забытый скотч. Все это сразу указывает на недочеты или, наоборот, на высокий уровень организации на всех этапах подготовки выставочного проекта.

Что важно знать
Чтобы видеть выставки глазами кураторов немаловажно изучать историю искусства, причем не только современного, а всего процесса развития культуры в целом – «от бизона до барбизона». Актуальное искусство никогда не существует в отрыве от контекста, поэтому также полезно погружение в социологию, культурологию, философию. Очень важно быть человеком с открытым, подвижным умом, постоянно расширять базу знаний и насмотренность.
Об идеальных выставках
Блестящий пример того, как концепция выставки может быть раскрыта с помощью дизайна и архитектуры, деликатно вписанных в сложное историческое пространство музея – выставка коллекции Щукиных в ГМИИ им. А. С. Пушкина «Щукин. Биография коллекции», архитектуру которой разрабатывали Кирилл Асс и Надежда Корбут. С большим уважением архитекторы отнеслись и к произведениям, которые постоянно находятся в зале и не могут быть изъяты, и к общей атмосфере, которая раскрывает саму идею выставки и создает настоящие портреты коллекционеров.
Еще одна выставка образцового качества – «El Bosco. La exposición del V centenario» в Музее Прадо. Там прекрасно показано, как за счет простоты — правильного освещения, белых стен и грамотного расположения зачастую одного единственного произведения в зале — можно выстроить пространство, где ничто не отвлекает зрителя и весь зал держится на диалоге с произведением искусства. Это проявление подлинного уважения к шедевру.