Случайность в практике художника: помощь или помеха

Узнаем у участников 12 сезона Открытых студий Винзавода
Виктория Артемова
Виктория Артемова
Старший редактор сайта

Может ли случайность стать соавтором художника, или только помешает ему? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, ведь каждый автор по-своему воспринимает неожиданные повороты в процессе работы. Для одних случайность становится источником вдохновения, для других — неуправляемой силой, которая отвлекает от задуманного, нарушая гармонию. Художники 12 сезона Открытых студий Винзавода делятся своими мыслями о том, какую роль играет случайность в их практике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алина Золотых

Алина Золотых
Алина Золотых, Lovers и Predator
Архивы пресс-службы

Мне кажется, что вся наша действительность наполнена случайностями, и они становятся неким «фундаментом» нашей жизни, пути. В моем творчестве все так же держится на череде случайностей. Идея работы, пришедшая в голову в связи с чередой неких обстоятельств, приведших меня в определенную точку, где она могла сформироваться — как итог пережитого, найденного, увиденного. Я никогда не ограничиваю себя конкретными рамками в момент эскизирования. Мне важно иметь возможность дополнить, «расширить» произведение в процессе работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очень часто произведение начинает само задавать определенные рамки, или же в процессе первоначальная идея может обрастать дополнительными смыслами, усложняться. По правде говоря, самым главным «модератором» случайностей в моем творчестве является медиум, с которым я работаю, — керамика. Я никогда не знаю, каким будет конечный результат. Как поведет себя глина, как пройдут обжиги, каким будет цвет глазурей или ангобов, которые я замешала. Уповаю на волю случая и надеюсь, что ничего не взорвется, не треснет, и глазури лягут хорошо. Керамика учит меня тотальному принятию — отпускать контроль и полагаться на случай.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каролина Росляк

Каролина Росляк
Каролина Росляк, «Стража Вернисажа»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Случайность в моей практике часто играет свою роль. Причем как в моменты расслабленности, когда нет дедлайна и ты можешь отдаться бессознательному процессу, так и в сумасшедшей спешке накануне выставки.

Так, во время одного из Вечеров вернисажей ЦСИ Винзвавод в Открытых студиях случайным образом появилась работа, которой она не была сперва. Для обновления экспозиции мы убрали мебель, в том числе стул, на спинку которого я обычно вешаю свой кардиган, когда работаю. Вместо стула я взяла толстенный рулон бумаги, а «лиц» у меня много, и стоило только подобрать подходящее — оно туда очень просилось.

Мария Стадник

Landscape 36 и Landscape 43
Мария Стадник, работы Landscape 36 и Landscape 43
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Случайность играет в моей практике важную роль. Когда я думаю о сюжете для будущей работы, я не ищу его специально. Обычно нахожу интересные образы в дороге — когда смотрю из окна машины или поезда. Если знаешь, что искать, встречаешь это везде.

В рабочем процессе мне нравится следовать заданному плану, но я не боюсь отходить от него. Я часто доверяюсь материалу, и когда что-то выходит из-под контроля, принимаю это и включаю в работу.

Поэтому мне так нравится работать в монотипии. В ней очень много непредсказуемого. Ты только приблизительно можешь представить, что у тебя получится в итоге. Так я работаю в соавторстве со случайностью.

Работа Landscape 43 сделана в технике трафарета. Когда я переводила изображение с кальки на бумагу, от карандаша оставались углубления. Краска не попадала в эти желобки из-за рельефа. К этому можно было бы отнестись как к ошибке, но в следующий раз я попробовала построить на этом приеме новую работу — Landscape 36. Буду экспериментировать дальше и делиться находками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Андрей Soul

Андрей Soul, «Без названия», Серия «Опоры»
Андрей Soul, «Без названия», Серия «Опоры»
Архивы пресс-службы

Сегодня практически все, что я использую в создании работ, — случайно найденные материалы: ПВХ, крышки-хомуты от дизельных бочек, куски резины, обрезки тканей и др. Когда я работаю в серии, то некоторые ранее найденные материалы я закупаю как б/у, так как в таком случае элемент случайности послужил отправной точкой для создания главного образа — условно первой работы, а все последующие произведения ориентированы на этот первый образ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я люблю работать с сильно износившимися и состаренными материалами. В естественной своей среде они были выброшены и бессмысленны, а в моей практике они приобретают ключевую роль — быть самими собой. Мне нравится эстетизировать уродливые (в широком понимании) находки. Такой путь реюза/апсайклинга напоминает мне путь из травмы в исцеление — с такой темой я работал ранее, а сейчас она присутствует фоном в каждой моей работе.

Я рассматриваю случайность как некоего соавтора. Вначале я нахожу условное «это» и начинаю осмыслять, чем это «это» может стать еще. У меня есть коробка всяких найденных штук, которые я перебираю время от времени, устраиваю «примерки» для новых работ. Такой процесс сложно спланировать, и еще сложнее спроектировать, поэтому я полностью готов к случайным и резким поворотам!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, серия «Опоры» — абстрактные скульптурные композиции 2023 года. Все эти железные опилки и камни были найдены на морском побережье и встроены друг в друга методом случайного подбора.

Лена Соловьева

Лена Соловьева, Post Florum
Лена Соловьева, Post Florum
Архивы пресс-службы

Случайность — не просто побочный эффект моей художественной практики, а ее полноправный участник, соавтор. Я осознала это еще во время работы в офортной мастерской, где процесс должен быть строго выверенным и контролируемым. Но именно в те моменты, когда я позволяла материалу действовать по своим законам, отпускала контроль, происходило нечто неожиданное — результат, который невозможно было бы заранее спланировать, но который оказывался удивительно точным и выразительным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я доверяюсь случаю, вижу в нем не помеху, а источник новых форм.

В работе с фотографией и объектами эта практика снова получает развитие. Меня привлекают мимолетные, ускользающие ландшафты, элементы: фрагменты строительных конструкций, детали, найденные объекты — все то, что существует лишь короткое время. Эта нестабильность требует включенности, интуиции, гибкости. Здесь результат всегда остается непредсказуемым.

Такой подход лежит в основе моего проекта Post Florum — долгого экспериментального процесса, в котором можно наметить траекторию, но невозможно точно предсказать, куда она приведет. Проект строится на фиксации и интерпретации следов взаимодействия человека с природой — как в городском, так и в частном пространстве. Созидание и разрушение здесь идут рука об руку: любое строительство оставляет за собой не только новые формы, но и потерянные. Память о них — едва различимая, фрагментарная — и становится тем материалом, с которым я работаю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Образ обугленной розы или сломанного цветка в Post Florum — это не просто символ хрупкости, а свидетельство того, что было, и того, что исчезает. Эти работы существуют в ландшафте как автономные точки напряжения, визуальные маркеры утраченной памяти. Они обращаются к археологии форм, к вопросу о том, как может выглядеть и ощущаться след — ландшафта, эмоции, разрушения.

Случайность в этом контексте становится не только частью процесса создания, но и важным инструментом для зрителя. Она формирует пространство недосказанности, в котором каждый может обнаружить свое прочтение, собственную интерпретацию. Это диалог между тем, что видно, и тем, что ускользает, между рукотворным и природным, между художником и миром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Post Florum предлагает всмотреться в ускользающее — в тонкие, неочевидные вещи, в эмоции и следы, которые часто остаются вне поля зрения. И именно в этом, как мне кажется, сегодня особенно важна сила искусства — в способности возвращать внимание к хрупкому.

Катя Жилина

Катя Жилина, «Без названия»
Катя Жилина, «Без названия»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впускать случайность в свои работы для меня — способ игры и заодно признание, что я сама не всегда знаю, как лучше, не обладаю полной и исчерпывающей информацией о мире. В живописи маслом никогда не ставлю себе задачу точно перенести эскиз, он служит только отправной точкой, первоначальным импульсом. Обычно я фиксирую только какие-то важные для композиции моменты, после чего на поверхности начинают происходить «события»: пересекаются и накладываются друг на друга слои разбавленной растворителем масляной краски, встречаются линия и пятно, плотное и прозрачное, теплое и холодное, и так далее. Эти события продиктованы не моим генеральным планом, а жизнью медиума. По той же причине мне очень нравится техника коллажа — для меня это терапевтический процесс, который включает в себя ресайклинг неудавшихся работ и возможность освобождения от предопределенности как для моих персонажей, так и для меня как для автора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Варвара Силантьева

Варвара Силантьева, Язык цветов
Варвара Силантьева, Язык цветов
Архивы пресс-службы

Я сейчас работаю с воском — это материал, который трудно подчинить. Подтеки, искажения, следы застывания часто меняют первоначальный замысел. В серии «Язык цветов» именно такие случайные эффекты стали точками какого-то напряжения, разрушения изначального замысла. Меня интересует, как форма уходит из-под контроля и при этом приобретает новые очертания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В работе мне важен эксперимент, и я часто выстраиваю ситуацию, в которой материал может повести себя непредсказуемо. Это не просто «доверие к случаю», а метод работы — где произведение рождается не только из замысла, но и из процесса. Случайность создает ощущение нестабильности образа. Это работает на уровне восприятия — зритель замечает не только то, что изображено, но и то, как это сделано со всеми возможными дефектами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С пространством — та же логика. Я не стремлюсь встроиться в него идеально. Напротив, мне интересен конфликт — когда объект чуть не вписывается, когда возникает сдвиг, перекос. Это тоже форма работы со зрителем: физическое ощущение неполноты, вторжения, прерывания или перебора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В серии «Язык цветов» я собираю восковые натюрморты, отсылающие к жанру ванитас. Но вместо контроля — как это принято в классическом натюрморте — я сознательно оставляю работу незавершенной, позволяю воску течь, искажать форму. Один из объектов потерял «опору» — воск перекосил конструкцию, и это стало точкой входа: вместо ясного образа — потеря центра. Это не мешает восприятию, а, наоборот, активирует его.

Павел Гришин

Павел Гришин, «Желтый монах»
Павел Гришин, «Желтый монах»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стартовой точкой для начала любой моей работы всегда служат фото-референсы, случайно обнаруженные во френдленте социальной сети.

Чаще всего они подразделяются на три категории: фигуры, пространства, цветовые впечатления. Используя несколько скриншотов, найденных таким образом, я создаю графический коллаж, часть которого или все изображение целиком могут впоследствии стать или скульптурой, или живописным объектом, или так и остаться в формате графического листа. Мне нравится называть свой метод Цифровым Пленэром. Таким образом, все, что я делаю, продиктовано чистой случайностью появления этих изображений в сети, моим сиюминутным настроением и темой, с которой я работаю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Собирая цифровые осколки в одном изображении, разлагая и деформируя их при помощи графического медиума, я получаю в остатке несуществующее событие, не подчиненное привычным причинно-следственным связям. Погружая полученный результат в пространство живописного опыта и качественно преобразуя его, я воссоздаю на его основе альтернативную вариацию реальности и приглашаю зрителя остаться наедине со свершившимся актом искусства, открытым для индивидуальных интерпретаций и необусловленного эмоционального взаимодействия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тамара Сердцева

Тамара Сердцева, Работа «Заяц №2»
Тамара Сердцева, Работа «Заяц №2»
Архивы пресс-службы

В серии с зайцем я осознанно минимизировала пространство входа для случайности. И это дало обратный эффект — как если бы я прижала струю в садовом шланге, и она стала бы сильнее.

Я выбрала рисовать одного и того же зайца с минимальными изменениями от изображения к изображению по готовому референсу. Да, медиум акварели предполагает постоянную случайность из-за работы с водой, но от зайца к зайцу я все тщательнее контролирую ее. На этом моменте и зажимается «шланг» со случайностью: мне скучно, цвета кончаются, моя рука не так напряжена, как в начале, почти все кюветы с краской, которыми я рисовала «изначального зайца», пусты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это изменение, происходящее во мне от изображения к изображению, и трата материала стали еще одним медиумом, найденным случайно.

Я думаю, что последний заяц в серии сильно удивит меня и вас. А может, он совсем не настанет — кто знает, садовые шланги вырываются иногда из рук.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полина Рукавичкина

Полина Рукавичкина Untitled IX, из серии Luty
Полина Рукавичкина Untitled IX, из серии Luty
Архивы пресс-службы

Попытки чересчур контролировать себя и творческий процесс принесли мне немало страданий. Вещи жили своей жизнью и не соответствовали моим ожиданиям, а случайные обстоятельства оказывались интереснее любого моего замысла. Мне понадобилось снять два проекта, не выходя за пределы района, чтобы полюбить отсутствие плана и четкого замысла — проект складывается или нет не от наличия твердой, контролирующей руки автора, а благодаря чувствительности к тому, когда стоит позволить внешнему миру вмешаться.