22 сентября 1995 года на экраны вышла картина «Семь», которая стала второй в фильмографии Дэвида Финчера — до этого он успел поработать над третьей частью «Чужого». Фильм «Семь» удостоился номинации на «Оскар» за лучший монтаж, а также взял две премии «Сатурн» — за лучший сценарий и лучший грим. Телеканал MTV и вовсе признал «Семь» лучшим фильмом, а Кевина Спейси — лучшим злодеем года.
Точность и перфекционизм: почему Дэвид Финчер считается одним из лучших режиссеров мира

И поскольку «Семь» исполнилось 30 лет, мы решили подробнее поговорить о режиссуре Финчера, которая преобразовала обычную детективную историю в настоящее философское высказывание, заставив миллионы людей по всему миру искренне задуматься над тем, как бы они поступили на месте главного героя.
Композиция
Дэвид Финчер — невероятно точный режиссер, который тщательно продумывает композицию каждой сцены. Вспомните, например, одну из последних сцен в фильме «Семь», где отчаявшийся герой Брэда Питта кричит на злодея в исполнении Кевина Спейси, а персонаж Моргана Фримена пытается его урезонить. Здесь левая часть — полностью подчинена эмоциям, а правая — руководствуется рациональностью и логикой.

Но сама фигура Спейси словно вытесняет правую, делая пропорции несимметричными и заставляя эмоциональную часть быть больше. При этом герой самого Кевина Спейси — явно рационалист и логик. Он не просто придумал схему убийств. Он осознал, что обязан стать ее частью из-за своей гордыни. И он не боится этого, а значит — он ближе к герою Моргана Фримена, пусть тот и придерживается совершенно других верований.
Не менее интересна постановка кадра в «Исчезнувшей». Вспомните этот момент, когда семья главной героини объявляет о ее поисках, а нерадивый муж стоит, окруженный ее плакатами. Он словно в ловушке между фотографиями своей жены.

Обратите внимание, что, в отличие от других режиссеров, Финчер никогда не использует крупные планы без необходимости. И благодаря этому моменты, когда он все же делает ставку на крупный план, мы точно знаем, что нам показывают что-то важное. Например, крупный план измученного лица главного героя фильма «Семь», когда он узнает, что стало с его женой.
И нельзя не заметить, что для Финчера использование ручной съемки — редкость. Он располагает камеру таким образом, чтобы показать зрителю уже предопределенную историю, заставляя нас чувствовать себя всеведущими.
Цвет

У Финчера особенный способ работы с цветом. Зачастую цветовая гамма меняется ради того, чтобы вызвать у зрителя определенные чувства, например, дискомфорт. Но при этом нередко цвет нужен, чтобы рассказать нам что-то о персонажах. Наверное, в этом плане лучшим примером будет «Бойцовский клуб».

В «корпоративном мире» главного героя все окутано неприятным флуоресцентным зеленым цветом. Тогда как «мир Тайлера» наполнен более теплыми красками — благодаря этому ужасное место, в котором люди дерутся, становится визуально более уютным.
Предпродакшн и съемки

Дэвид Финчер — один из самых скрупулезных режиссеров, уделяющих особое внимание подготовке к съемкам. Он заранее планирует раскадровку, репетиции, поиск локаций. Он не просто рисует кадры, но и всегда заранее продумывает движение камеры. Таким образом каждый на съемочной площадке знает, что именно от него требуется.
Этот же подход Финчер использует при работе с актерами. Им необходимо неоднократно репетировать. А уж о количестве дублей одной сцены ходят целые легенды. Поговаривают даже, что некоторые сцены снимались по сотне раз до того, как Дэвид был доволен результатом. Может показаться, что это самое обычное издевательство, но и здесь есть своя система. Суть в том, что движение, которое ты повторяешь сотню раз, всегда будет более естественным чем то, которое ты делаешь впервые.
Звуковое оформление

Дэвид Финчер довольно рано понял, что звук может быть таким же важным, как и картинка. Он не просто использует какие-то композиции, которые подходят по настроению. Он заставляет композиторов и звукорежиссеров создавать сложные звуковые ландшафты, погружающие зрителя в необходимую атмосферу. А еще именно он использует тишину, что позволяет создать ощущение тревожности и надвигающейся угрозы.
Для фильма «Семь» использовали агрессивное индустриальное звучание, создающее ощущение тревоги и предчувствия. А в «Социальной сети», напротив, более спокойная фортепианная партитура, которая заставляет вас вместе с героем погрузиться в одиночество.
Освещение

Хотя этот аспект можно было бы отнести к цвету, мы все же хотим поговорить о нем отдельно. Пересмотрите последние сцены «Семь» и обратите внимание на то, что освещение детектива Миллса (Брэд Питт) и детектива Сомерсета (Морган Фримен) — простое и последовательное. Но Джон Доу (Кевин Спейси) феноменальным образом от них отличается. Солнце может быть сзади него, спереди, справа и слева. Иногда оно прямо освещает его, а иногда — рассеянно. Это показатель того, что в конце своего пути Джон Доу превращается из обычного преступника во вдохновителя. Он осознает, что его суд был праведным, но понимает и то, что теперь сам он грешник, над которым вот-вот свершится правосудие. В отличие от более простых и прямолинейных Миллса и Сомерсета, Джон Доу многогранен и сложен. Вся эта сцена построена вокруг того, что двоим детективам не понять этого человека.
