Вплоть до 12 мая в ресторане Soma проходит выставка-инсталляция Анны Кондратьевой «дэаймоно» при поддержке бренда The Act. Мы предложили художнице самостоятельно рассказать о новом проекте.
«Юному художнику больно сталкиваться с тем, что что-то придумал не он»: эссе художницы Анны Кондратьевой


Когда мне предложили написать эссе о моем проекте, я очень долго откладывала эту задачу потому, что в процессе работы над проектом самый сложный этап для меня — представлять его публике. А самый любимые этапы: момент, когда идея появляется, формируется и процесс реализации. И обычно, когда я рассказываю о своих работах, я захватываю момент именно об этапе реализации и немного о том, как идея формировалась.


Если говорить о проекте для Soma, то рассказ нужно начать с серии «Примитивная фотография». Еще в школе моя подруга подарила мне итальянскую хлопковую бумагу, в Астане, где я выросла, такую в конце нулевых было не достать, и для меня она была очень ценным и дорогим подарком. Поэтому я очень-очень долго хранила ее, потому что она, конечно же, должна была пойти на что-то грандиозное. В итоге это «очень-очень долго» растянулось на столько лет, что бумага начала выцветать, когда я это заметила, я подумала, что это потрясающий прием и техника для работы — и придумала сделать серию силуэтов исчезнувших видов животных, динозавров — такие исчезающие фотографии образов, которых уже нет и которые со временем совсем канут в Лету. Динозавры, к исчезновению которых человек был непричастен, выгорали под солнцем. А те животные, которые вымерли из-за воздействия человека, «пропекались» под ультрафиолетовой лампой. Время на появление работы стало говорящим приемом само по себе — на солнце силуэты выгорали 3 месяца, а под ультра фиолетовой лампой — 3 дня.


После этого мне захотелось продолжить серию с силуэтами исчезнувших растений, но результат мне не нравился. И я решила пробовать делать это в графике. И в поисках вдохновения я почти каждый день ходила в лес возле дома и делала там отпечатки растений в графике, пока мое внимание не привлекли тени от деревьев, которые сами по себе фотографичны. Я начала делать живопись и графику этих теней и думала о том, как оформить идею временности и исчезновения через материал. И практически сразу мне попалась на глаза живопись немецкого художника, который создавал абстракцию на светоотражающей ткани. Я попробовала поработать с этой тканью и поняла, что нашла для серии самый лучший материал, который меняется так, что идея изображения рассказывается через него — тени от деревьев появляются каждый день, но меняются каждую минуту, и также статичное изображение меняется в зависимости от положения наблюдателя и освещения. Сам процесс работы с такой графикой на ткани напомнил мне японскую графику, о которой я начала читать подробнее, позже о философии, благодаря которой она появилась. Тема созерцания времени, а не погоней за тем, чтобы все успеть, была настолько потрясающей для меня потому, что она лаконично описывала все то, что я итак несла через искусство, но не могла выразить словами более емко. И серия сложилась и заговорила.

Итак, реализация уместилась в два абзаца или 5-7 минут рассказа о ней. Но вот о рождении идеи я никогда не могла рассказать и не рассказывала, максимум, что мне работа приснилась — и такое бывало. Я все знаю о том, как продумывалась работа, но не всегда понимаю почему именно в эту сторону я посмотрела и почему именно об этом подумала. Поэтому на эту тему мне интересно и самой порассуждать.
И вот если брать пример конкретной серии «Ускользающая красота», я начну цепляться за ниточку возникновения идеи с самого конца. Название серии – это вдохновение укие-э. Мне всегда казалось странным, что я увлеклась японской культурой, в школе я не смотрела аниме, поэтому сложно было заинтересоваться. Однако позже я вспомнила, что в домашней библиотеке были книги о дзен-садах и японских садах камней, и в детстве мне очень нравилось их рассматривать и читать потому что как будто от них исходило ощущение спокойствия и волшебства. Но на этом вдохновение японской философией могло остановиться.

Тогда я решила посмотреть в другую сторону — как я вообще решила стать художником. И этот момент я отчетливо помню — я уже ходила в художественную школу, потому что мне нравилось рисовать, и я хотела быть художником, но внутренний выбор случился на лекции по истории искусств об импрессионистах — я увидела репродукцию работы Моне, и по всему моему телу пробежали мурашки, я поняла, что хочу сама создавать что-то такое, что вызовет мурашки. Но в 14 лет, я думала что стану импрессионистом. Это забавно, но тем не менее восхищение меняющимся временем — идеи импрессионизма, которые отложились в моей голове еще тогда, хотя интерес к темпоральности в моей концептуальной практике возник сильно позже, и я вообще его не связывала с импрессионистами, которые, в свою очередь, очень сильно вдохновлялись как раз японской графикой.


«В детстве» карьеры художника тема возникновения идей для меня была очень болезненной. Хоть теория современного искусства учит, что идеи не персональны, жизнь учить, что все придумано до нас — юному художнику больно сталкиваться с тем, что что-то придумал не он. Однажды я три дня (с перерывами конечно) плакала из-за того, что увидела работы очень похожие и по теме и реализации на мои. Взрослея в искусстве, я смотрю на это уже совсем иначе и наоборот пытаюсь внутри себя связать свою практику с идеями художников старше или вообще старых мастеров. И думая о том, что часть моих проектов родились потому что когда-то в детстве я полюбила импрессионистов живших полтора века назад, которые когда-то в своей юности полюбили японских графиков, живших за 2-3 века до них, которые наверняка вдохновлялись кем-то из предыдущих поколений, меня охватывает необъяснимое чувство связи времен и поколений и единства идей — живущих, творящих и любящих в разное время и эпохи. Мы смотрим на одно и то же и думаем/думали о похожих вещах. Для меня это момент волшебства и осознание, что время скоротечно для человека, но его не существует для того, что мы любим и для того, на что обращаем внимание и сохраняем. Не могу точно передать всего спектра своих чувств и эмоций через текст, но описала бы их как мгновение единения с чем-то космическим. И, конечно, мне бы хотелось, чтобы такие мгновения люди испытывали смотря на искусство и мои проекты в том числе.