Если вы хотя бы раз видели картины Эдварда Хоппера, то знаете, что забыть их просто невозможно. Они оставляют по себе необычное послевкусие — ощущение того, что вы уже видели это, но смотрели совершенно другими глазами.
Затворник, одиночка и маэстро: кто такой Эдвард Хоппер
Тени прошлого

Эдвард Хоппер появился на свет в достаточно состоятельной семье в 1882 году. Его родители были строгими баптистами. Вполне возможно, именно из-за Хоппер был достаточно замкнутым, молчаливым и стеснительным. Интересно, что при этом в семье поддерживали увлечение Эдварда искусством — сперва он брал уроки рисования заочно, а после окончил школу искусств в Нью-Йорке. После этого, как и многие другие ученики, Хоппер отправился в Европу. Тогда это было достаточно привычной практикой. Европа дышала искусством — Эдварда тогда моментально очаровал Париж. Он жил там, творил там, знакомился с импрессионистами, кое-чему даже учился у них. Особенное влияние на художника оказали работы Рембрандта, а вот Пикассо он, наоборот, даже не заметил.
Проблема заключалась в том, что одной только практики было недостаточно, чтобы стать «зарабатывающим» художником. Вернувшись на родину, Хоппер начал пересматривать свой визуальный язык. Никто не скажет точно, с чем именно это было связано — то ли с тем, что ему приходилось работать в журналах, то ли состоянием всего американского искусства на тот момент. Напомним, что в то же время в литературе происходит та же «демократизация», когда писатели начинают работать в более журналистской манере.

В конце 1910-х американское искусство начинает постепенно отделяться от европейского. Это, во-первых, означало отказ от «академизма», а во-вторых, — поиск национального духа. До этого момента художники, писатели, да вообще все деятели искусства ориентировались именно на Европу, но теперь им предстояло найти собственный путь.
Успех
Длительное время имя Эдварда Хоппера как художника оставалось малоизвестным. Но в 1923 году у него прошла первая коммерчески успешная выставка акварелей. Постепенно художника начали узнавать. Дидье Оттанже, французский искусствовед и автор книги о Хоппере, описал причины успеха той выставки достаточно интересно: «Акварели, привезенные Хоппером из штата Мэн, обязаны своим успехом не только сюжету, но и манере изображения, воплощающей в себе то "пуританство", которое Америка в поисках национальной идентичности возводит в ранг эстетической ценности».

В отличие от многих других художников, Хоппер не стал звездой в одно мгновение. Он постепенно становился все более известным и знаменитым вплоть до своей смерти в 1967 году. Интересно, впрочем, что и после этого о художнике не только не забыли — его начали вспоминать даже чаще, а все благодаря «кинематографичности» его картин. Отсылки к работам Хоппера можно найти далеко не только у Альфреда Хичкока, но еще у Тарантино, Ардженто и многих других.
Творческий метод
Известно, что Хоппер не слишком жаловал импрессионистов, но все же любил тех, кто умудрялся вставлять в свои картины стандартный и простой быт — такие произведения казались ему более настоящими и жизненными. Эдвард весьма критически относился к искусству и говорил о нем весьма точно: «Если вы можете описать что-то словами, то нет никакой причины это рисовать».

Возможно, именно поэтому его картины пронизаны ощущениями, которые трудно выразить словами. Одной из главных тем, конечно, является одиночество, но и оно у Хоппера такое, что его можно только испытать самостоятельно. В нем нет ни вычурного драматизма, но какой-то кричащей печали. Вероятно, именно для этого своих героев Эдвард помещает в самые бытовые обстоятельства, которые были бы знакомы каждому. Эти картины выглядят так, словно художник застал момент неловкой паузы, когда каждый погружен в собственную отстраненность. Зритель, к слову, тоже. Он является безмолвным наблюдателем, нарушающим интимность происходящего, оставаясь при этом незамеченным.
Многие обращают внимание на то, что Хоппер будто нарочно не рисует блики на стеклах. Из-за этого возникает ощущение открытости, даже беззащитной обнаженности происходящего. Это, например, можно заметить в картине «Ночные окна».

Другая характерная черта творчества Хоппера, которая притягивает взгляд, — отсутствие маловажных деталей. Картины Эдварда лаконичны настолько, чтобы у вас не было никакого соблазна рассматривать что-либо кроме того, что хотел показать художник. Отличным примером здесь может служить одно из самых известных его полотен — «Полуночники». Это, к слову, едва ли не единственная картина, где стекло становится видимым. Но ощущение одиночества от этого никуда не исчезает. «Я не считал ее особенно одинокой. Я сильно упростил сцену и сделал ресторан больше. Возможно, неосознанно, я рисовал одиночество большого города», — говорил сам Хоппер.
Почему его считали одиночкой и затворником
Интересно, что некоторые коллеги Хоппера добились успеха за долго до него. При этом сам Эдвард нисколько не обращал внимания на то, что творилось вокруг — он четко следовал своему пути и не сомневался в том, что избрал верный путь в искусстве. Он не слишком любил общаться с журналистами или отвечать на вопросы о своих работах. Все свое время он хотел посвящать исключительно искусству — об этом можно судить уже из того, как много набросков и эскизов он прорабатывал перед каждым полотном.

Сегодня мы решили в очередной раз вспомнить об Эдварде Хоппере, поскольку именно его одиночество до сих пор живет в любом городе. В каждую секунду вы можете остановиться, окинуть взглядом происходящее и, вероятно, увидите то, что легко могло бы появиться на полотне американского художника. Кризис связей, о котором писал Хоппер, никуда не делся, а с появлением искусственного интеллекта, возможно, встал еще более острой проблемой.