Национальный костюм — это не музейный экспонат, а живая система кодов, которую можно читать и интерпретировать бесконечно. Каждый орнамент несет в себе смысл, а силуэты, созданные столетия назад, уже стали трендом вне времени.
Армяк извозчика, татарский шов и якутское пальто: как традиции становятся актуальным дизайном
BRICS+ Fashion Summit за три года стал местом, где разговор о культурной идентичности в моде ведется на самом высоком и профессиональном уровне. Здесь лидеры индустрии из десятков стран обсуждают традиционные ремесла и локальные коды как полноценный инструмент для создания конкурентоспособных брендов. Выставка «Родные мотивы», которая проходит в рамках Саммита, — яркое подтверждение этой идеи: здесь народные костюмы из частных собраний представили рядом с коллекциями дизайнеров, которые переосмысляют традицию для современного гардероба.
Мы поговорили с дизайнерами выставки и узнали, как они черпают смыслы из архивов, что вдохновляет в истории национального костюма, почему крой народного костюма оказывается неожиданно современным, и почему одежда, основанная на традиции, находит отклик у самой разной аудитории.
Ольга Михайловская, Евгения Филиппова, Со-основатели проекта FRONT

Что вас вдохновляет в истории национального костюма?
В национальном костюме вдохновляет его красота, живописность, ну и потрясающая функциональность. То есть, с одной стороны всегда восхищает то как простые люди умели сочетать цвета и фактуры, а с другой стороны как все в народном костюме продумано до мелочей с точки зрения удобства, ведь в нем люди работали, двигались, ну или танцевали в праздники, но в любом случае, это была одежда для реальной жизни.
Какой предмет в вашей коллекции вызывает особую гордость? Почему?
Армяки, сшитые по образцу настоящих армяков, которые носили извозчики. А сейчас будет новое якутское пальто, сшитое по образцу одежды якутских наездников, оно нереальной красоты и что удивительно, это очень элегантная вещь.
Как вы работаете с культурным кодом при создании новой коллекции?
По-разному работаем. Но больше всего любим зарыться поглубже в любимейший Этнографический музей в Питере и просто рассматривать вещи. Иногда обнаруживаешь вещи, вроде знакомые с детства, а они оказываются частью национального костюма одного из народов России. В этом узнавании и есть магия.
Какие элементы русской культуры становятся источником вдохновения для ваших работ?
Иногда это форма, которая неожиданно выглядит очень современно, иногда орнамент или даже один мотив какой-то, а иногда и вовсе какие то детали украшений.

Как вы считаете, как долго просуществует тренд на внедрение культурного кода России в коллекции?
Надеюсь, что он перестанет быть трендом, а превратится в одну из констант модного пейзажа.
Насколько такая одежда востребована среди покупателей, особенно среди молодежи?
У этой одежды небольшой, но очень преданный круг покупателей. Причем они настолько разные, что для нас самих это оказалось неожиданностью. Среди наших первых покупателей, которые уже 5 лет с нами, например, потребители очень серьезного люкса; а с другой стороны, конечно богема, те кого мы теперь называем креативным классом, художники, актеры, музыканты. Возраст очень разный от 17 до 70. Иногда приходят мамы с дочками за платьем на выпускной и обе уходят с покупками, выросшие на наших глазах дочери друзей выходят замуж в наших вещах, не обязательно свадебных. И это абсолютно современные вещи, никакого маскарада.
Почему для вас важно участие в выставке «Родные мотивы»?
Потому что это же собранные со всей страны народные костюмы и их современные интерпретации, то есть, ровно то, что мы любим и чем занимаемся последние пять лет.
Александра Гапанович, дизайнер и создатель бренда Gapanovich

Что вас вдохновляет в истории национального костюма?
В национальном костюме меня вдохновляет, прежде всего, его глубокая осмысленность и сакральность. Это не просто «одежда», а целый язык, рассказывающий о человеке, его происхождении, статусе и даже душевном состоянии. Каждый шов, каждый орнамент, каждая деталь имеют свое значение. Меня завораживает эта связь между визуальной эстетикой и внутренним, духовным содержанием. Это бесконечный источник мудрости и вдохновения для создания современной, но наполненной смыслом одежды.
Какой предмет в вашей коллекции вызывает особую гордость? Почему?
Особую гордость вызывает блуза «Лебедушка», в которой соединен архаичный крой, основанный на традиционной конструкции, с современным minimalist-подходом к силуэту.
Горловина украшена красивым воротником-стойкой, заложенным в густую сборку с рюшей, а наполненный и нарочито длинный рукав с прорезями для рук делает блузу акцентнее. Это идеальный символ нашей философии: уважение к корням, чистота линий и актуальность.
Как вы работаете с культурным кодом при создании новой коллекции?
Мы не используем культурный код буквально. Наша задача — не создать стилизацию или костюм, а перевести язык традиции на язык современности. Это глубокий анализ: мы погружаемся в музейные архивы, изучаем крои, техники, орнаменты, «разбираем» традиционный образ на составляющие — форму, цвет, фактуру, узор. В итоге выделяем ключевую идею (например, цельность кроя, сакральность орнамента) и ищем способ выразить ее через современные принты, конструкции тканей, лаконичные силуэты. Это скорее работа с духом, а не с буквой традиции.

Какие элементы русской культуры становятся источником вдохновения для ваших работ?
Орнамент, не его прямое копирование, а идея заложенного в его смысла (защита, плодородие, связь с природой). Мы часто абстрагируем его, упрощаем до геометричных линий.
Крой и конструкция модели, основанные на прямом крое рубах, сарафанов, их объем и легкость. Цвет – глубокие, но приглушенные природные оттенки: терракотовый, цвет спелой ржи, хвойный, васильковый, белый — как символ чистоты.
Ремесла – идея ручной работы, уникальности. Мы используем ручную вышивку, кружево, аппликации, заплатки, застариваем и деформируем ткани, что делает каждую вещь особенной.
Как вы считаете, как долго просуществует тренд на внедрение культурного кода России в коллекции?
Я не считаю это просто трендом. Тренд — это нечто быстротечное. То, что происходит сейчас, — это более глубокий и устойчивый процесс: поиск национальной идентичности в глобальном мире. Люди (и дизайнеры в том числе) хотят понимать, кто они, и гордиться своей культурой. Поэтому этот запрос будет только усиливаться и трансформироваться.
Он может менять формы: от более очевидных и ярких проявлений до тонких, философских, как у нашего бренда. Это не мода, это новый культурный код современного российского дизайнера.
Насколько такая одежда востребована среди покупателей, особенно среди молодежи?
Востребованность есть и продолжает расти. Современный потребитель, нам кажется, устал от масс-маркета и ищет историю, смысл, уникальность. Им важно носить не просто вещь, а ценность. Через одежду они хотят выражать свою позицию, свою связь с культурой, но делать это современно, стильно и ненавязчиво. Наши покупатели — это люди, которые ценят качество, лаконичный дизайн и ту самую «душу», которую несет в себе изделие, созданное с оглядкой на традицию.
Почему для вас важно участие в выставке «Родные мотивы»?
Выставка позволяет не просто показать одежду, а донести свою философию, погрузить зрителя в контекст. Это диалог с коллегами, с публикой, который помогает всем нам лучше понять пути развития современного дизайна в России. Это возможность заявить, что традиция — это не про «патриархальность» и «лубок», а про актуальную эстетику, интеллект и глубокую связь с корнями.
Алекс Ондар, основатель бренда одежды ALEXINSTYLE

Что вас вдохновляет в истории национального костюма?
Его глубина и символичность. Это не просто одежда, а язык, через который культура разговаривает с будущим. В каждой детали есть философия движения, гармонии и связи с природой.
Какой предмет в вашей коллекции вызывает особую гордость? Почему?
Особая гордость — рубашка Tuva River. Атласный хлопок глубокого синего цвета напоминает гладь ночной реки, а широкий пояс даёт вариативность образу. Она соединяет эстетику Тувы и современный минимализм и одинаково хорошо смотрится как на мужчинах, так и на женщинах.
Как вы работаете с культурным кодом при создании новой коллекции?
Я стараюсь не копировать традиционные формы, а переосмысливать их. Важно передать дух — лёгкость, свободу и уникальность, которые были в костюме моих предков. Так рождаются вещи вроде рубашки Tuva Flow, где восточные элементы обретали новое звучание.
Какие элементы русской культуры становятся источником вдохновения для ваших работ?
Меня вдохновляют орнаменты и силуэты национальных костюмов, природа Тувы и архитектурные линии. Я смотрю на них через монохромную призму минимализма. Я ищу баланс между простотой формы и символичностью деталей. Это создает одежду, в которой нет пестроты и излишеств, но есть вневременная глубина.

Как вы считаете, как долго просуществует тренд на внедрение культурного кода России в коллекции?
Я думаю, этот тренд не исчезнет. Людям важно искать корни и чувствовать связь с традицией. Даже если мода изменит язык, культурный код всегда останется основой идентичности.
Насколько такая одежда востребована среди покупателей, особенно среди молодежи?
Молодежь все больше ищет в одежде смысл и самобытность. Им важно носить вещи, которые не только красивые, но и имеют историю. Именно поэтому коллекция Tuva нашла отклик у самых разных возрастов.
Почему для вас важно участие в выставке «Родные мотивы»?
Это площадка, где можно показать, как традиция вдохновляет современность. Для меня важно быть частью диалога культур и показать, что Россия может предложить уникальный стиль. «Родные мотивы» — это признание ценности корней в моде.
Лилия Галимуллина, дизайнер и основатель бренда LUSI

Что вас вдохновляет в истории национального костюма?
Если говорить вообще про наши бренды, нашу миссиологию, мы работаем с культурным кодом Татана, нам важно продвигать ее и популяризировать. Нам важно показать, что национальный костюм может быть в современном его проявлении.
Какой предмет в вашей коллекции вызывает особую гордость? Почему?
Из последнего – это глобальная работа, проделанная нами: мы переосмыслили традиционный татарский узорный шов. Мы исполнили бомбер с использованием ручной техники. Сама работа довольно непростая – есть свои технологические сложности, как внедрение в одежную группу, так и то, что мы его сделали двухсторонним. Поэтому, наверное, пока из последнего это наиболее знаковое изделие и ценное для нас.
Как вы работаете с культурным кодом при создании новой коллекции?
Меня вдохновляют орнаменты и силуэты национальных костюмов, природа Тувы и архитектурные линии. Я смотрю на них через монохромную призму минимализма. Я ищу баланс между простотой формы и символичностью деталей. Это создает одежду, в которой нет пестроты и излишеств, но есть вневременная глубина.
Какие элементы русской культуры становятся источником вдохновения для ваших работ?
Мы использовали народные сказки для вдохновения одной из наших первых коллекций. Например, образы мифические иногда даже. Но в последнее время мы работаем все-таки с историческим костюмом, который мы переосмысляем, что уже знакомо для нашего народа, но в новом видении.

Как вы считаете, как долго просуществует тренд на внедрение культурного кода России в коллекции?
Нас как дизайнеров, непосредственно работающих с культурным кодом, не может не радовать этот тренд. Мы, наверное, чуть пораньше появились, нежели зародилось этот тренд. И поэтому на своём примере прочувствовали какую-то популяризацию. Для нас это, конечно, плюс. Это не что-то новое, а некоторая закономерность. Как долго будет она длиться, я не могу сказать. Это всё-таки время покажет. Но несмотря на это, какое-то проявление своей идентичности, наверное, нам всем необходимо на текущий момент. И я рада, что это есть, и мы как бренд рады работать с этим.
Насколько такая одежда востребована среди покупателей, особенно среди молодежи?
Как правило, у нас в Татарстане есть бренды, которые уже давно работают с культурным кодом. Нам было важно именно максимально внедрить в современный контекст наш культурный код. И пока нам это удается – в последнее время довольно-таки много молодежи приобретает у нас одежду, особенно из той линейки, которая более бюджетная.
Почему для вас важно участие в выставке «Родные мотивы»?
Это было для нас знаково, потому что в выставке были представлены различные народы России, и это некоторый такой показатель разнообразности, для тех народов, которые живут на территории Российской Федерации. Мы рады были представлять современное видение Татарстана, татар, и сам концепт исторического костюма и современной трактовки в одном месте. Это очень классная, вдохновляющая история для нас в том числе. В том числе рассказать про нас, через визуал, через то, как мы умеем рассказать про наш народ, про наши культурные роды.
