Многие из нас знакомы с концепцией пирамиды Маслоу о наших потребностях. Но что, если в современном мире наш путь к развитию должен строится не на том, чего мы хотим, а на том, как мы мыслим? Психолог Адам Грант предлагает рассмотреть новую иерархию — пирамиду типов мышления, где на смену лестнице потребностей приходит путь расширения мышления.
Что такое пирамида Адама Гранта — и почему концепция Маслоу устарела

Почему иерархия потребностей больше не работает
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу — одна из самых известных психологических моделей. Она была сформулирована в далеком 1943 году и прочно укоренилась в нашем сознании. Однако с тех пор мир кардинально изменился: структура общества, технологии и наше психологическое состояние претерпели колоссальную трансформацию. Да, базовые потребности — в еде, безопасности и сне — остаются неизменными. Но жесткая иерархия ступеней, где о признании и самореализации можно думать только после удовлетворения всех низших уровней, сегодня выглядит устаревшей.
Эту точку зрения поддерживают и современные исследователи. В научной статье «Реновация пирамиды потребностей: современные надстройки на древнем фундаменте» ученые рассуждают о том, что потребность в признании и самореализации может возникать одновременно с социальными аспектами. В эпоху цифровизации даже потребность в общении трансформировалась, перейдя в виртуальный формат.
В контексте этой необходимости обновления и появилась концепция американского психолога Адама Гранта о пирамиде мышления, которую он рассматривает в своей книге «Подумайте еще раз. Сила знания о незнании».
Пирамида Маслоу фокусируется на том, что нам нужно для мотивации, в то время как пирамида Гранта предлагает иерархию типов мышления, которые помогут при личностном и карьерном росте.

Уровни пирамиды мышления Адама Гранта
1. Лидер культа
Основание пирамиды — точка интеллектуальной закрытости. Чужая точка зрения априори считается ошибочной, а собственные размышления возводятся в культ. Любая попытка конструктивного спора отвергается. На этом уровне мышления как такового еще нет — идеи не обогащаются, не трансформируются, не ищется истина.
2. Политик
Здесь человек уже понимает, что другие мнения существуют, но все еще не привык их учитывать. Его главная цель — доказать свою правоту, защитить позиции и укрепить влияние на окружающих. Эта тактика, по сути, бесплодна, так как не приносит полезных результатов, а лишь поддерживает иллюзию собственного превосходства.
3. Инакомыслящий
На этой ступени все внимание направлено на поиск ошибок — и лучше всего они находятся в работе других. Такому человеку свойственна избыточная критика чужих идей, однобокость мышления и глубокая убежденность в своей правоте. Хотя сомнение здесь уже появляется, но оно направлено исключительно вовне.

4. Критический мыслитель
Здесь уже укрепляется мысль о том, что подвергать сомнению и критическому анализу нужно не только чужие, но и собственные убеждения. Такой подход позволяет сохранять трезвый взгляд на вещи, пересматривать устаревшие установки и устранять свои слепые зоны. Критический мыслитель активно ищет как подтверждения, так и опровержения своих гипотез.
5. Ученик
На вершине пирамиды располагается то, к чему стоит стремиться, — признание своего незнания. Здесь человек принимает факт нехватки своих знаний и мирится с возможностью ошибок. Он готов не просто выслушать, а искренне рассмотреть чужую точку зрения. Такой тип мышления характеризуется постоянной открытостью новой информации и способностью к обучению. Мышление становится по-настоящему гибким, адаптивным и устойчивым.
