Феномен Баадера-Майнхоф, или что такое иллюзия частотности

Как нас обманывает мозг
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Редактор образа жизни

Бывало ли в вашей жизни так, что вы узнали о каком-то новом факте, явлении или даже незнакомом слове — и вдруг оно начинает встречаться вам на каждом шагу? Вы вдруг слышите, как это обсуждают коллеги, или натыкаетесь в новостной ленте на статью на данную тему. Оказывается, у такого феномена есть научное обоснование, которое называют иллюзией частотности или, более официально — эффектом Баадера-Майнхоф. Мы решили разобраться, почему наш мозг играет с нами, обращая наше внимание на слишком часто повторяющуюся информацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Что такое феномен Баадера-Майнхоф
@lisaifi

Что такое иллюзия частотности

Феномен Баадера-Майнхоф (или иллюзия частотности) вошел в обиход благодаря тому, что в 1994 году в американскую газету St. Paul Pioneer Press пришло письмо, где один из читателей изложил историю своего знакомого, который дважды в течение одних суток неожиданно для себя услышал о ранее неизвестной ему группировке, лидерами которой были Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф. Позже другие читатели газеты стали присылать в редакцию свои рассказы с похожими историями — тогда и появилось название феномена, который описывает когнитивное искажение, при котором мы начинаем замечать, что новое знание кажется неожиданно распространенным, хотя на самом деле его частота упоминаний не изменилась — просто мы стали обращать на него внимание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Что такое иллюзия частотности
@hannaschonberg
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А термин «иллюзия частотности» ввел профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвикки в 2006 году для описания аналогичного явления — он объяснял этот феномен как результат нашего избирательного внимания и склонности подтверждать свою точку зрения.

Как работает феномен Баадера-Майнхоф

Как работает феномен Баадера-Майнхоф
@carlacrnt
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть несколько причин, почему наш мозг создает иллюзию, что все вокруг говорят именно о том, о чем вы думаете сейчас или о том, что вы узнали совсем недавно. Например, избирательное внимание, при котором мы фокусируемся только на том, что кажется нам важным в данный момент, автоматически отфильтровывая все остальное как незначительное. Или предвзятость подтверждения, которую можно объяснить тем, что мы бессознательно ищем во внешнем мире информацию, которая согласуется с нашими текущими убеждениями, запоминая именно ее и игнорируя противоречащие данные.