Вопрос гонорара — один из самых трудных для многих профессионалов. Мы часто можем наблюдать такую картину, когда один специалист уверенно называет стоимость своих трудочасов, а другой, не менее продуктивный сотрудник, теряется и занижает ценник. Чтобы разобраться в этой теме, понять, как грамотно сформировать реальные зарплатные ожидания и как не продешевить, говоря о своей стоимости на рынке, мы попросили поделиться своим опытом Ольгу Саленко, карьерного коуча, креативного консультанта, лектора ВШЭ и автора телеграм-канала «Мы ищем таланты».
10.11.2025, 16:04
Как адекватно оценить свою стоимость на рынке труда: мнение эксперта
Чек-лист от карьерного коуча
Теги:

ОльгаСаленко
карьерный коуч и креативный консультант, лектор ВШЭ, автор телеграм-канала «Мы ищем таланты»

Как формировать свой гонорар
Тема триггерная и для многих болезненная. Чтобы точно знать себе цену и, объявляя стоимость своей услуги, не продешевить, советую следовать чек-листу, которым поделюсь ниже.

Гонорар складывается из совокупности факторов. Пройдемся по списку:
- Ваш опыт в этой сфере. Сколько лет вы работаете в своей сфере? Как много у вас подобных кейсов в портфолио? Как часто вы выполняли задачи, подобные той, за которую сейчас беретесь? Насколько вы уверены в себе в рамках этой деятельности? Чем шире и глубже ваш опыт, тем, конечно, выше ваш прайс.
- Ваше портфолио и «громкость имен». Люди, проекты, компании и учреждения, с которыми вы ранее взаимодействовали в работе — чем больше «громких имен» в послужном списке, тем увереннее вы можете повышать цену на свою работу. Ведь вам доверяют лучшие, и это не может стоить дешево.
- Сколько в принципе стоит ваш час? Важный вопрос, ответ на который у вас должен быть. От понимания «часовой стоимости» можно оттолкнуться, посчитать, сколько часов уйдет на предложенную задачу. Если вы поймете, что данный проект сложнее обычного, и заказчик хочет от вас больше, чем вы делали ранее — то можете поднять стоимость часа соответственно увеличению степени усилий, которые придется приложить к выполнению.
- Синхронизация с коллегами. Важно знать рынок — для этого вы должны быть в контексте и общаться с коллегами, у которых схожая с вашей экспертиза. Здорово, если у вас есть дружеские контакты в сфере — тогда вы сможете экологично поинтересоваться об уровне гонорара. Конечно, если дружеского контакта нет, прямые вопросы о сумме заработка будут неуместны, но по контексту многое можно понять — просто будьте наблюдательны.
- Если вы в найме. Все вышеперечисленные рекомендации сформулированы для тех, кто работает на себя — но они актуальны и для тех, кто работает в найме и хочет повышения зарплаты и / или должности. Задайте себе все те же вопросы и проанализируйте ваши актуальные кейсы, ваш дополнительно полученный опыт вне рабочего места, ваш нетворк, уровень вашей экспертизы. Если все перечисленное динамично растет и прогрессирует, это может стать вашим твердым аргументом в разговоре о повышении оплаты. Главное — говорить на языке фактов, а не эмоций.

Загружаем
