В условиях высокой конкуренции на рынке труда одних только профессиональных навыков (hard skills) уже недостаточно. Все чаще в тексте вакансий можно встретить такие требования к кандидату, как стрессоустойчивость, умение работать в команде, лидерские качества. Многие работодатели обращают на них даже больше внимания, чем на профессиональную подготовку. Разбираемся, почему «гибкие» навыки (soft skills) так важны, и делимся советами, как их развить.
Как развить soft skills — и почему работодатели ценят их больше, чем профессиональные навыки

На какие soft skills работодатели обращают внимание
Адаптация к изменениям и способность к быстрой обучаемости
Даже если вы освоили профессию в институте и закончили высшее учебное заведение с красным диплом, это не дает гарантий успешной карьеры. Знания мгновенно устаревают, а технологии стремительно развиваются. Поэтому работодатели ищут людей, способных быстро учиться, легко подстраиваться под любые изменения и при этом сохранять спокойствие.
Умение работать в команде и лидерские качества
Найти профессионала в своем деле — задача сложная, но не невозможная. Тем более в современном мире существует множество вузов и курсов повышения квалификации, а также, желающих быть на волне трендов в своей сфере, а потому не пренебрегающих очередным обучением или новой информацией. А вот работников, умеющих выстраивать доверительную коммуникацию и вести за собой команду, гораздо меньше. Именно поэтому такие сотрудники высоко ценятся: они создают комфортную обстановку в коллективе и минимизируют возможную текучку кадров.

Умение грамотно коммуницировать
Умение грамотно доносить свои мысли — один из ключевых навыков, необходимых современным работникам. Даже прекрасным специалистам важно объяснять свои идеи так, чтобы их поняли и оценили другие люди, взаимодействовать с коллегами и клиентами, уметь разрешать конфликты .
Креативность
Профессиональные навыки — ничто, если работника в критический момент настигнет ступор и он не сможет найти выход из сложной ситуации. Тут важна как стрессоустойчивость, так и умение подходить к задачам с нестандартной стороны и подстраиваться под неожиданные изменения. А также способность генерировать новые идеи, которые позволят компании развиваться.
Навыки самоменеджмента
Ни один работодатель не хочет тратить свое время на постоянный контроль подчиненных или выделять для этого специального сотрудника. Поэтому высоко ценятся специалисты, способные управлять собственным временем, самостоятельно расставлять приоритеты, принимать ключевые решения и укладываться в дедлайны.

Как прокачать навыки soft skills
- Практикуйте навыки общения и учитесь активному слушанию. Старайтесь вникать в смысл того, что говорит собеседник, задавайте уточняющие вопросы, пробуйте объяснять сложные вещи простыми словами — представляйте, что вы физик-ядерщик, который должен донести до пятилетнего ребенка, как работает атомный реактор. Также нелишним будет поработать над невербальными сигналами — умением поддерживать зрительный контакт и контролировать тон голоса.
- Прокачивайте эмоциональный интеллект.Начните с умения распознавать свои и чужие эмоции. Например, анализируйте, почему вы испытываете недовольство, старайтесь ставить себя на место других. Учитесь контролировать собственные реакции в стрессовых ситуациях — берите небольшую паузу на обдумывание ответной реплики, чтобы не сказать что-то сгоряча.
- Учитесь работать в команде и тренируйте лидерские качества. Чаще проявляйте инициативу, помогайте молодым сотрудникам — покажите коллегам и руководству, что на вас можно положиться и доверить крупные проекты. Также стоит освоить умение давать обратную связь: делитесь сами и спрашивайте мнение о своей работе. Это поможет наладить контакт с командой и покажет, что вы спокойно относитесь к критике и готовы работать над ошибками.
- Развивайте насмотренность. Креативные идеи буквально витают в воздухе — стоит только посмотреть по сторонам. Ищите вдохновение в смежных сферах, анализируйте работу конкурентов и не бойтесь предлагать идеи руководству. Работодатели ценят инициативных сотрудников.
- Улучшайте навыки тайм-менеджмента. Например, попробуйте технику таймбоксинга, метод Pomodoro или используйте для структурирования задач матрицу Эйзенхауэра. Регулярно ищите способы оптимизировать рабочий процесс, чтобы успевать выполнять все пункты из плана и при этом не чувствовать эмоциональное выгорание.
