Концептуальный fashion, интеллектуальная мода... О чем речь?

Все чаще к месту и не к месту употребляют прилагательное «концептуальный». То, что немного нестандартно или непонятно, теперь называют концептуальным. Концептуальное искусство, концептуальная одежда, концептуальное кино... Но насколько это корректно? Объяснит дизайнер Катерина Чекина.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концептуальное в переводе с латинского означает передающее смысл или систему взглядов. Говоря о концептуальной одежде, мы говорим об одежде, которая является не только набором актуальных трендов и ремесленных навыков, но которая также несет философию и идеи.

Я, возможно, разобью кому-то сердце, но да, если у платья передний подол в форме асимметричного треугольничка (все начинающие дизайнеры почему-то очень любят этот треугольничек) или все края не обработаны, даже если ткань этого ну совсем не позволяет, платье от этого не становится концептуальным!

Ну и да, если оно еще и черного цвета – это все еще ни о чем не говорит. То есть оно, конечно, отражает некоторые глобальные тренды, такие как асимметрия или открытые срезы, но оно не раскрывает никаких идей, кроме «городской одежды для творческой независимой девушки». Поэтому мне ближе термин «интеллектуальная мода» - его значение хотя бы не успели размыть чрезмерно частым и неуместным применением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не буду вдаваться в подробности методов художественного выражения концепции дизайнером и рассказывать про семиотику (наука о знаковых системах). Раскрытие смысла может достигаться за счет форм, пропорций, сочетаний материалов, декора и так далее. Объективно выделить четкие признаки «концептуальности» в одежде достаточно сложно, так как чем сильнее дизайнер, тем менее явно просматриваются культурные коды для неподготовленного глаза (именно поэтому мы читаем обзоры профессиональных модных критиков). А к одежде обычно нет даже описания. Так что остается полагаться исключительно на собственную «насмотренность» и прислушиваться к своим ощущениям – главное правило концептуальной одежды в том, что она должна вызывать переживания или поднимать внутренние вопросы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Comme des Garcons, весна-лето 17
Comme des Garcons Comme des Garcons, весна-лето 17
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ann Demeulemester, весна-лето 17
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Celine, весна-лето 17
Damir Doma, весна-лето 2017
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Joseph resort, 2017

И да, важный нюанс: большую часть концептуальной одежды сложно отнести к конкретному сезону – она не теряет актуальность с той же скоростью, как большинство подиумных вещей. И это понятно, концепции раскрывают более глобальные темы, важные на протяжении годов и даже десятилетий. И тут уже никто не сравнится с гениальным Yohji Yamomoto. Просто посмотрим:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Yohji Yamomoto, весна-лето 1989
Yohji Yamomoto, весна-лето 2013
Yohji Yamomoto, весна-лето 2017
Катерина Чекина, Lime Blossom