Долгое время «экономика» и «креатив» воспринимались как противоположные понятия. Сейчас ситуация меняется: все больше важен не только количественный анализ, но и смысловой подход. Россия активно движется в этом направлении: в начале года вступил в силу первый закон о творческих индустриях, а работа над стратегией развития креативной экономики до 2036 года продолжается. Ключевые изменения в понимании креативной экономики и новых законодательных инициатив будут активно обсуждаться на Форуме «Российская креативная неделя». Наталья Кочеткова, программный директор форума, комментирует, как эти темы интегрированы в события, и рассказывает о значимых сессиях, посвященных развитию творческих индустрий и региональному воздействию креативной экономики.
Креативная экономика: как идеи становятся новой валютой
Форум пройдет с 25 по 27 сентября в Москве. Каждый день планируется порядка 20 сессий. Так, например, 25 сентября можно будет получить представление о масштабе проекта на сессии «Развитая креативная экономика – основа достижения национальных целей России». 26 сентября — погрузиться в процесс интеграции народных промыслов в бизнес на сессии «Креативная жизнь традиционных ремёсел и промыслов. Работа с наследием в эпоху новой экономики» или исследовать место людей в мире развивающегося AI, посетив сессию «Права творческого человека эпохи ИИ». 27 сентября сотрудники SETTERS проведут мастер-классы, который поможет понять, как строить бизнес в стиле креативного агентства, а на сессии «Креативный продюсер 2.0: новая роль в экономике будущего» можно будет узнать, почему компетенция креативного продюссирования сегодня важна всем.

Программный директор форума «Российская креативная неделя»
Что такое креативная экономика

Сегодня мир переходит от сырьевой экономики к экономике смыслов. Под термином «креативные индустрии» понимают сектор товаров и услуг, основанный на продаже чего-либо, являющегося продуктом интеллектуальной деятельности. Именно на этом и строится креативная экономика. Наталья Кочеткова считает, что этот сектор — про людей, идеи, интеллект, воображение и культурный код. «Это не "надстройка" над реальным сектором — это новая опора, способная обеспечить устойчивое развитие и технологический суверенитет», — убеждена программный директор форума «Российская креативная неделя». Идеи становятся новой валютой. И важной частью экономики. Наталья Кочеткова говорит: «Мы не просто генерируем идеи, мы предлагаем смыслы, которые позволяют пересмотреть управление, развитие, коммуникации. Сегодня креативные индустрии формируют интеллектуальную инфраструктуру страны — наравне с промышленной или цифровой».

Именно это и обсудят на предстоящем форуме, где соберутся министры, губернаторы, лидеры индустрий, молодые предприниматели, визионеры, ученые, продюсеры, медиа-менеджеры и артисты. Масштабное мероприятие станет площадкой для диалогов о будущем, в котором креативный класс и эксперты будут открыто обсуждать идеи и решения: законодательные, образовательные, стратегические. Предполагается три трека: первый посвящен вопросу о том, как традиционные ценности и культура становятся основой конкурентоспособной экономики, второй — решениям, как трансформировать регионы, фокусируясь на смыслах и людях, третий — роли творческого человека в эпоху искусственного интеллекта.
А для молодежи форум совместно с Росмолодежью подготовил отдельную программу на 27 сентября. Благодаря ей можно будет узнать, как запустить собственные проекты в культуре, туризме, IT. Причем молодых людей не просто вдохновят на создание стартапов, а предоставят конкретные инструменты и контакты, которые помогут это сделать. Наталья Кочеткова отмечает, что хочет, «чтобы те, кто туда (на форум "Российская креативная неделя" — прим. ред.) придет, ушли с ощущением, что они не одни. Что креативная экономика — это основа будущего».

Как креативная экономика будет развиваться в регионах
Один из главных вопросов — сможет ли креативная экономика быть жизнеспособной за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Некоторые регионы уже доказывают, что это возможно. Например, в Екатеринбурге и Красноярске появились креативные кластеры, созданные при поддержке правительства, которые помогают развиваться тем, кто занимается интеллектуальным трудом. Но это все еще миллионники. Важно, чтобы практика распространилась на малые города, сельские территории и моногорода. Наталья Кочеткова считает, что «сегодня это особенно важно: мы переосмысляем пространство через человека. Не "где поставить завод", а "что раскроет потенциал местных жителей". Чтобы это произошло, государство должно размышлять как продюсер, замечать ценность в нематериальном и формировать смыслы.

Одно из направлений форума будет посвящено именно этим вопросам. В его рамках пройдет шоу-презентация «Продюсер города», в котором власть, бизнес и креаторы совместно подумают о том, как развивать территории. А еще запланирован акселератор «Креаномика 2035», на котором те, кто развивает креативный бизнес в регионах, смогут поделиться опытом и обсудить варианты сотрудничества. Наталья Кочеткова уверена, что мероприятие точно будет полезным: «Я надеюсь, что участники почувствуют себя внутри большой трансформации. И поймут, что от каждого зависит, какой будет Россия завтра, почему важно создавать креативную экономику и какое место в этом процессе можно занять».