Кто такие T-shaped специалисты, и почему их ценят компании

Как развить в себе новые навыки для успешной карьеры
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Редактор образа жизни

Времена, когда для успешной карьеры было достаточно стать специалистом только в одной из сфер, давно канули в Лету. Конечно, узкопрофильные эксперты все еще нужны на рынке труда, но их стремительно отодвигают на второй план работники с Т-образными навыками. Решили разобраться, что это за сотрудники, почему они стали более востребованными, а заодно выяснить, как развить такие же навыки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
@emilisindlev

Кто такие T-shaped специалисты

Концепция T-shaped skills (Т-образные навыки) появилась в 1991-м: Дэвид Гест описал ее в статье для журнала The Independent. В 2010 году термин оказался у всех на слуху после интервью генерального директора компании IDEO Тима Брауна, который рассказал об этом нетипичном подходе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
@fannyekstrand
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что же понимается под T-shaped? Чтобы понять нюансы концепции, необходимо представить букву T и разбить ее на составляющие части — горизонтальную (—) и вертикальную (|) черту. «Горизонтальные» сотрудники, их еще называют дженералистами (от англ. generalist — «универсал»), обладают широким спектром навыков, базово разбираются во многих рабочих процессах, не погружаясь глубоко ни в один из них. А I-shaped специалисты, наоборот, имеют экспертизу в одной области, но при этом испытывают трудности, если столкнутся с необходимостью выполнить задание из смежной сферы. А вот T-shaped специалисты совмещают преимущества двух категорий — их компетенции располагаются сразу на двух осях (по горизонтали и по вертикали). Такой сотрудник хорошо разбирается в одной из сфер и при этом обладает поверхностными знаниями в других.

Также существуют и M-shaped специалисты — это работники, которые освоили сразу несколько профессий на одном уровне. Их можно отнести к лицам, выбирающим поливоркинг, способным совмещать в своей работе компетенции абсолютно разных сфер.  

Как развить T-shaped skills

Чтобы стать T-shaped специалистом, необходимо постоянно работать над развитием своих навыков. В первую очередь важно поддерживать на высоком уровне квалификацию в основной профессиональной области. Она послужит стержнем, вокруг которого будет строиться вся ваша остальная деятельность. А вот уже после его формирования можно приступать к прокачиванию смежных областей. Для этого нужно начать проявлять здоровое любопытство к тому, как функционируют близкие к вашим рабочие процессы. Выбирайте из тех, что способны расширить уже существующие у вас компетенции, не хватаясь за все подряд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
@holylora

Не бойтесь расспрашивать коллег, как работают их отделы. Или же самостоятельно осваивайте новые для вас дисциплины — не только те, без которых не обойтись. Никогда не знаешь, где пригодится широкий кругозор. Может быть, пройдя какой-либо курс, посетив интересную лекцию или прочитав книгу, вы сможете предложить кардинально новое решение для той или иной корпоративной задачи.

К слову, в T-shaped навыки также входят и soft skills (гибкие навыки), которые нелишним будет развить. Грамотная коммуникация — залог эффективной работы любой команды. Поэтому стоит научиться излагать сложные вещи простыми словами, давать обратную связь, критически мыслить и вести за собой команду, а также придерживаться принципов тайм-менеджмента.  

@marine_diet
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Преимущества T-shaped skills

Компании все чаще нацелены на поиск универсальных сотрудников, способных стать гарантом устойчивости и гибкости их бизнеса в быстро меняющемся мире. Ведь специалисты узкого профиля, несмотря на свою экспертизу, не могут закрыть все потребности. Представьте, что один из таких сотрудников ушел в отпуск или уволился, а его некем заменить даже на время, потому что в команде остались только I-shaped работники. Вот тут-то на помощь и приходят T-shaped специалисты. Они обладают достаточными навыками или же способны в короткое время освоить новые инструменты, чтобы подстроиться под изменения и закрыть необходимую задачу. К тому же благодаря своим знаниям и прокачанным soft skills они легче находят общий язык с другими отделами, так как понимают особенности их рабочего процесса — это делает работу более эффективной. Еще таких сотрудников ценят за то, что они лучше видят общую картину — способны погрузиться в каждый этап и генерировать новые идеи, которые часто рождаются на стыке разных дисциплин.