«Мадо»: как стать зрелым за один рассказ

Психолог Анастасия Павлова @shefly продолжает сеансы психоанализа на примере рассказов Александра Цыпкина. На очереди – «Мадо», который сам автор позиционирует как «эзотерическую драму». По ней мы поймем, что с близкими людьми стоит проговаривать самую потаенную боль и, может быть, наконец повзрослеем.
Нажми и смотри
Анастасия Павлова

Степа 30 лет отправляется в Перу для того, чтобы попробовать кокаин. По законам жанра, он сталкивается с ситуацией, где на кону своя и чужая жизни. История с наркоторговлей, большими деньгами и убийствами – про месть, которая возвращается, про взросление, про магию, про выбор, про ответственность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если детально рассмотреть психологический портрет главного героя, останется ли картина прежней?

Итак, Степа. Мальчик 30 лет – человек с детско-подростковым сознанием, который обманывает взрослых, чтобы вкусить запретного плода и доказать себе, что «я тоже так могу». В процессе переговоров о покупке наркотиков с гидом Карлосом у Степы даже меняется голос – становится более «взрослым», но к настоящей взрослой жизни это не имеет никакого отношения. Карлос же ведется, и чересчур: он решает, что речь не о паре граммов, а о большой партии для перепродажи. Вопрос «Ты хвост проверил?», принятый Карлосом всерьез, говорит нам не о реальности, а о гангстерских фильмах так популярных среди подростков. Наркотики для Степы – это не переступить черту закона, а страх того, что «мама накажет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Показателен диалог Степы с наркоторговцем Мадо. Недопонимание между ними происходит не столько из-за разных языков, сколько из-за особенности Степы додумывать за других людей. Это качество, кстати, тоже навязывается родителями в период взросления ребенка – например, ответами на его вопросы вроде «Мог бы и сам догадаться!» или «Тебе что, трудно самому понять?!». Поэтому Степа рисует у себя в голове страшную картину с убийством Карлоса вместо того, чтобы спокойно задать уточняющие вопросы относительно его судьбы. И как «взрослый» решает спасти своего проводника. В кавычках – потому что только незрелый человек принимает такие импульсивные решения, не выстраивая в уме череду последствий. Всю ответственность «если что» он перекладывает на других – что кто-то в России найдет деньги, пришлет, выручит, спасет. И когда его иллюзии разбиваются о простой вопрос действительно взрослого Мадо «А если не пришлют?», он собирается бежать – так и поступают дети, у которых нет структуры действия. Когда Степа перестает быть «взрослым», ситуация начинает проясняться: все совсем не так, как он себе нафантазировал. Более того, Мадо импонирует подростковый максимализм Степы – пожертвовать собой ради другого человека, это, по его мнению, признак «хорошего человека». Сердце Степы сжимается от такой оценки незнакомца, и тут четко прослеживается тема его недолюбленности и недооцененности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По возвращении Степа делится эмоциями с женой и натыкается на то, что Люба не понимает эпизода о «хорошем человеке». И опять он выбирает детскую позицию – подождать, когда до нее дойдет. Зрелый же человек не будет играть в игру «прочти мои мысли» – он сам раскроется и донесет свою боль и потребности бережного к себе отношения. Без ожидания того, что партнер додумает сам.

Дома Степа часто думает о Мадо – индеец стал для него кем-то вроде смеси Деда Мороза и Конфуция. К сожалению, Степа не смог основательно для себя раскрыть тему «хорошего человека» – раз за разом во сне он воспроизводит слова Мадо о том, что хороших людей мало, и для него это значит одно: он – особенный. Именно подростки склонны считать себя избранными.

Новость об убийстве Мадо лишает Степу его «хорошести». Наружу вырывается ненависть – вряд ли эта ненависть к убийцам Мадо, скорее всего, она к тем, кто бил и унижал Степу в детстве. И опять в этом нет взросления. Как нет взросления в его отказе прервать разговор с Карлосом по телефону: когда у Степы начинается приступ астмы (а они мучают его на протяжении всего рассказа), и ингалятора под рукой не оказывается, он просто соглашается с неизбежностью. Если копать глубоко, то некоторые специалисты сравнивают приступ удушья с криком ребенка, пытающегося привлечь внимание матери: невозможность дышать уже не проигнорируешь, как простые всхлипы. Но Степа не погибает – его спасает его взрослая жена, у которой всегда есть запасной ингалятор.

Текст: Анастасия Павлова