До всеми известной Лили Брик у Маяковского было уже много влюбленностей — но все оказывалось не тем. Первые серьезные отношения у поэта были с Софьей Шамардиной, которую современники называли «артисткой-футуристкой». С экстравагантной девушкой, которая водила на цепи ручного волка и часто выступала на концертах под псевдонимом Эсклармонды Орлеанской, он познакомился в 1913 году благодаря Корнею Чуковскому. И именно любовь к ней вдохновила поэта на написание знаменитого стихотворения «Послушайте!»
«Не мужчина, а — облако в штанах»: как сложилась личная жизнь Маяковского, и почему он так и не обрел счастья
«Пожар сердца» и проба любви

Об этом Софья вспоминала: «...Держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: "Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду". Однако романтике не суждено было продлиться долго: после скоро разрыва с Маяковским Шамардина вышла замуж за Иосифа Адамовича, народного комиссара. Этот брак очень изменил Софью, она стала работать на партию. Маяковский, посмеиваясь, говорил: "Сонка — член горсовета!»

Сам поэт после разрыва тоже горевал недолго и быстро нашел новый предмет вдохновения. Во время очередного турне футуристов в 1914 году Маяковский встретил «совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами, словом, настоящую красавицу», как описывал Марию Денисову другой поэт Василий Каменский. Это была любовь с первого взгляда: в день знакомства они гуляли вместе до самой ночи и говорили обо всем. Маяковский был настолько очарован ей, что даже сделал предложение, но та отказала. Зато этот неудавшийся роман стал поводом к созданию поэмы «Облако в штанах», лирической героиней которой и стала Мария Денисова.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Очередная возлюбленная Маяковского после разрыва быстро выскочила замуж за революционера Ефима Щаденко, который оказался тираном, запрещавшим супруге заниматься творчеством. Сокрушенная девушка продолжала дружить с Маяковским и часто жаловалась на то, что ее жизнь в мужем несчастна. И поэт старался помогать подруге и поддерживать ее. В знак благодарности в 1920-е Денисова даже сделала гипсовый бюст Маяковского
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, —
ему уже некуда деться.
Бесконечное «Л.Ю.Б.Л.Ю.»

В 1915 году произошло судьбоносное знакомство поэта с четой Брик. Отношения Осипа и Лили изначально были необычными: они поженились в 1912 году и решили, что брак их будет не традиционно-консервативным, а выстроенным в соответствии с новой моралью. Любители романа Чернышевского «Что делать?», отрицавшего институт брака, ревность и провозглашавший свободную любовь не только мужчин, но и женщин, сразу поняли, что их отношения будут такими же. Это было спецификой предреволюционной эпохи: перемены в жизни требовали и перемен в любви. Потому треугольники среди писателей и других культурных деятелей были достаточно распространены, несмотря на осуждение со стороны более традиционных в своих взглядах людей.
«Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками», — отметил в своих мемуарах Маяковский эту «радостнейшую дату». Отчаянно влюбленный, поэт, прочитав «Облако в штанах» супругам, решил, что посвятит эту поэму Лиле: «Тебе, Лиля». Затем эти посвящения стали короче, превратившись в простое: «Л. Ю. Б». Через несколько лет, в 1918 году, Брик и Маяковский снялись вместе в фильме «Закованная фильмой» по сценарию самого поэта. И в это же время Лиля призналась супругу Осипу, что любит и Владимира — но не сильнее, чем его.

Владимир стал жить вместе с супругами. Эта ситуация, конечно, вызывала много осуждения со стороны литературного общества. Например, Грин так отзывался о жизни Маяковского: «Нечист в любви, вернее не брезглив. Брак втроем...» Но, несмотря на общественные толки, их союз был даже успешным — они хорошо уживались вместе. Владимир любил Лилю чувственно, а с Осипом его объединяла тяга к искусству и футуризму. Муж-Брик и Маяковский вообще стали друзьями очень быстро, о чем Лиля писала в «Пристрастных рассказах». Современники вспоминали, что отношения этих троих были на удивление крепкими и полными взаимного уважения.
Наталья Рябова, подруга Маяковского, в 1929 году писала: «Он жаловался мне, что у него все не клеится, что в чем-то его не слушают в театре, и все сводилось к отсутствию Бриков в Москве. – Ося был бы — написали бы, Ося был бы — решили бы, Ося страшно умный». К тому моменту Лиля и Владимир уже пару лет как расстались, а с Осипом она была в разводе. Несмотря на это, все они были в близких отношениях. И новые пассии Маяковского всегда замечали, что особенное место в его душе всегда занимала «Лиличка».
Это и неудивительно. Расставание не мешало желанию Лили «контролировать» сердце и разум поэта. Так, Вероника Полонская — последняя любовь Маяковского — вспоминала, что Брик сначала даже потворствовала роману, пока он не стал перерастать во что-то более серьезное. Лиля вообще сначала поощряла все романы Владимира, но как только видела, что тот начинает ускользать от нее, быстро напоминала о себе. И сразу же после самоубийства Маяковского Брик решила закрепиться в статусе его вдовы, отчаянно пытаясь избавиться от Полонской. Она уговорила Веронику не идти на похороны Маяковского, а потом ставила ей это в вину — значит не любила и не была с ним так близка, как Лиля.

Из-за этого контроля, но в то же время равнодушия и манипуляций по отношению к Маяковскому многие винили именно Брик в том, что она довела поэта до самоубийства. В «Пристрастных рассказах» Лиля вспоминала об этом всем: «Вчера опять звонили какие-то: можно Брик? Ха-ха-ха-ха... почему вы угробили Маяковского?.. и хлоп трубкой». А поэт Николай Асеев в поэме, посвященной Маяковскому, писал, что Брик «любила вполовину» Маяковского. Однако она любила Владимира — просто не так, как Осипа. Лиля тяжело пережила утрату Маяковского, но еще тяжелее — смерть Осипа в 1945 году, который уже давно был женат на другой: «Вместе с Осей умерла и я». Их тройной союз изначально был несчастной историей, где Владимир любил Лилю, Лиля — Осипа, а Осип — других женщин.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верно!
Но Маяковский не мог по-другому: не мог не любить свою «Лиличку», не мог не осыпать подарками, письмами и цветами, не мог просто взять и забыть. Даже во время расставания в 1922 году Маяковский не оставлял Брик: он караулил ее у дома, передавал полные любви письма и дарил цветы.
Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая
Последний раз Владимир видел Лилю за несколько месяцев до его самоубийства. Он завещал все свои архивы Брик, которая затем всю жизнь активно занималась изданием его сочинений и сохранением памяти о нем. Если бы не она, творчество Маяковского грозило остаться в забвении — в последние годы жизни поэта его перестали печатать, не признавали новые произведения. А долгожданная выставка Маяковского, которая была посвящена юбилею его творчества, оказалась совсем провальной: это задело гордость и самолюбие разочарованного поэта, главное детище которого оказалось не оценено. Лиля даже отправила письмо Сталину, чтобы тот помог ей возродить стихотворения Маяковского. До вождя эта просьба дошла, и в письме к Ежову он упоминал: «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям — преступление. Жалобы Брик, по-моему, правильны».

Несмотря на все, Лиля до конца жизни носила на цепочке кольцо, которое когда-то подарил ей Маяковский. На нем были выгравированы ее инициалы «Л.Ю.Б», которые складывались в бесконечное «Л.Ю.Б.Л.Ю.» Даже после смерти Владимир не уставал напоминать Лиле о том, как любил ее.
«Ты одна мне ростом вровень»
Но в жизни Маяковского были еще красивые истории любви, которые случались в перерывах отношений с Лилей. Такой историей стала и Татьяна Яковлева, русская эмигрантка, которая проживала в Париже. В 1929 году Лиля, строя из себя коварную невинность, вслух зачитывала Осипу и Владимиру письмо из Парижа от сестры Эльзы Триоле: «Нет никаких сомнений в том, что на днях Татьяна Яковлева выйдет замуж за виконта дю Плесси». Каково?!» Осип тогда отозвался, что это очень удачная партия для нее. Но в душе Маяковского тогда что-то оборвалось — он выбежал, шатаясь, в коридор, чтобы закурить. Но Лиля преувеличила: Яковлева выходила замуж только через месяц. Обиженная Брик, которая ревновала к красавице-эмигрантке из Парижа, не могла не подсыпать соль на рану отвергнутому поэту. Татьяна Яковлева не простила Лиле этого коварства, но спустя какое-то время призналась: «Я благодарна ей за это. В противном случае я вернулась бы в СССР за Маяковским, так сильно я его любила. И неминуемо сгинула бы в мясорубке 1937 года».

Но как вообще Маяковский познакомился с красавицей-манекенщицей из Парижа? Интересно, что их свела та самая Эльза Триоле на одной из вечеринок осенью 1928 года. Тогда-то Маяковский и Яковлева встретились впервые. Эффектная красавица сразу произвела впечатление на поэта, и тот вызвался провожать ее домой, так как уже была поздняя ночь. Не успели они пройти вместе пяти минут, как Маяковский рухнул на колени перед Яковлевой и начал страстно признаваться ей в любви. Он уговаривал ее вернуться с ним в Советскую Россию, стать его женой. Но Татьяна не была готова у такому скорому развитию событий.
Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему
Но такая страстная любовь не удивила Яковлеву: она знала, какое впечатление производит на мужчин. Среди ее поклонников числились Прокофьев, Вертинский и Шаляпин. Она покорила французскую публику в роли манекенщицы для Кристиана Диора — ее «загадочное лицо русского сфинкса» никого не оставило равнодушным. На следующий день после знакомства с Маяковским они вместе обедали в ресторане Petite Chaumiere, и вдохновленный поэт зачитывал новые стихи, посвященные ей:
Я всё равно тебя
когда-нибудь возьму —
одну или вдвоём с Парижем
Несмотря на стремительно развивавшийся роман, Татьяна не могла ответить Маяковскому на предложение «да». Дело было не в том, что Яковлева не любила Маяковского — она не могла позволить себе вернуться в Россию, где сейчас ей было жить попросту опасно. Да и Татьяна чувствовала, что сердце Владимира не свободно. Он то и дело заводил манекенщицу в магазины белья или парфюмерии, чтобы выбрать Лиле подарок. Татьяне было легко и тяжело с Маяковским: «Он такой колоссальный, и физически, и морально, что после него — буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»

Незадолго до отъезда Маяковский оставил все свои парижские гонорары в одной оранжерее с просьбой присылать еженедельно букет цветов Татьяне Яковлевой. И на протяжении нескольких лет она получала эти цветы. Эта история стала самой романтичной в их отношениях. Парижская компания исправно выполняла требование клиента, отправляя самые красивые цветы в любую погоду со словами: «От Маяковского». В 1930 поэт умер, и манекенщица не знала, как ей быть: она уже настолько привыкла ко всеобъемлющей любви Маяковского, что ей сложно было представить, как жить без этого. Но даже смерть не стала препятствием к тому, чтобы Яковлева получала цветы.
Ей приносили цветы и в тридцатые годы, и в сороковые, даже когда грянула Вторая мировая. И эти букеты стали хорошим подспорьем для манекенщицы, которая оказалась в оккупированном немцами Париже. Она продавала цветы и зарабатывала на этом деньги. Слова любви в виде букетов помогли Яковлевой выжить. Неизвестно точно, какие детали этой истории — вымысел, а какие — правда. Но точно можно сказать, что ради любви Маяковский не скупился никогда. И Бенгт Янгфельдт об этом писал: «Это было в его стиле: не несколько цветов и не один букет, а устланная цветами кровать. Типичный пример гиперболизма Маяковского: ухаживая за женщиной, он посылал ей не одну корзину цветов, а несколько, не одну коробку конфет, а десять, покупал не один лотерейный билет, а весь тираж...»