Знакомство
Почему отношения Владимира Маяковского и его Лилички были обречены

В 1915 году произошло судьбоносное знакомство поэта с четой Брик. Отношения Осипа и Лили изначально были необычными: они поженились в 1912 году и решили, что брак их будет не традиционно-консервативным, а выстроенным в соответствии с новой моралью.
Любители романа Чернышевского «Что делать?», отрицавшего институт брака, ревность и провозглашавший свободную любовь не только мужчин, но и женщин, сразу поняли, что их отношения будут такими же. Это было спецификой предреволюционной эпохи: перемены в жизни требовали и перемен в любви. Потому треугольники среди писателей и других культурных деятелей были достаточно распространены, несмотря на осуждение со стороны более традиционных в своих взглядах людей.

«Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками», — отметил в своих мемуарах Маяковский эту «радостнейшую дату». Отчаянно влюбленный, поэт, прочитав «Облако в штанах» супругам, решил, что посвятит эту поэму Лиле: «Тебе, Лиля». Затем эти посвящения стали короче, превратившись в простое: «Л. Ю. Б». Через несколько лет, в 1918 году, Брик и Маяковский снялись вместе в фильме «Закованная фильмой» по сценарию самого поэта. И в это же время Лиля призналась супругу Осипу, что любит и Владимира — но не сильнее, чем его.

Владимир стал жить вместе с супругами. Эта ситуация, конечно, вызывала много осуждения со стороны литературного общества. Например, Грин так отзывался о жизни Маяковского: «Нечист в любви, вернее не брезглив. Брак втроем...» Но, несмотря на общественные толки, их союз был даже успешным — они хорошо уживались вместе. Владимир любил Лилю чувственно, а с Осипом его объединяла тяга к искусству и футуризму. Муж-Брик и Маяковский вообще стали друзьями очень быстро, о чем Лиля писала в «Пристрастных рассказах». Современники вспоминали, что отношения этих троих были на удивление крепкими и полными взаимного уважения.
Наталья Рябова, подруга Маяковского, в 1929 году писала: «Он жаловался мне, что у него все не клеится, что в чем-то его не слушают в театре, и все сводилось к отсутствию Бриков в Москве. — Ося был бы — написали бы, Ося был бы — решили бы, Ося страшно умный». К тому моменту Лиля и Владимир уже пару лет как расстались, а с Осипом она была в разводе. Несмотря на это, все они были в близких отношениях. И новые пассии Маяковского всегда замечали, что особенное место в его душе всегда занимала Лиличка.

Это и неудивительно. Расставание не мешало желанию Лили «контролировать» сердце и разум поэта. Так, Вероника Полонская — последняя любовь Маяковского — вспоминала, что Брик сначала даже потворствовала роману, пока он не стал перерастать во что-то более серьезное. Лиля вообще сначала поощряла все романы Владимира, но как только видела, что тот начинает ускользать от нее, быстро напоминала о себе. И сразу же после самоубийства Маяковского Брик решила закрепиться в статусе его вдовы, отчаянно пытаясь избавиться от Полонской. Она уговорила Веронику не идти на похороны Маяковского, а потом ставила ей это в вину — значит не любила и не была с ним так близка, как Лиля.
Из-за этого контроля, но в то же время равнодушия и манипуляций по отношению к Маяковскому многие винили именно Брик в том, что она довела поэта до самоубийства. В «Пристрастных рассказах» Лиля вспоминала об этом всем: «Вчера опять звонили какие-то: можно Брик? Ха-ха-ха-ха... почему вы угробили Маяковского?.. и хлоп трубкой». А поэт Николай Асеев в поэме, посвященной Маяковскому, писал, что Брик «любила вполовину» Маяковского. Однако она любила Владимира — просто не так, как Осипа. Лиля тяжело пережила утрату Маяковского, но еще тяжелее — смерть Осипа в 1945 году, который уже давно был женат на другой: «Вместе с Осей умерла и я». Их тройной союз изначально был несчастной историей, где Владимир любил Лилю, Лиля — Осипа, а Осип — других женщин.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верно!
Но Маяковский не мог по‑другому: не мог не любить свою Лиличку, не мог не осыпать подарками, письмами и цветами, не мог просто взять и забыть. Даже во время расставания в 1922 году Маяковский не оставлял Брик: он караулил ее у дома, передавал полные любви письма и дарил цветы.
Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая
Последний раз Владимир видел Лилю за несколько месяцев до его самоубийства. Он завещал все свои архивы Брик, которая затем всю жизнь активно занималась изданием его сочинений и сохранением памяти о нем. Если бы не она, творчество Маяковского грозило остаться в забвении — в последние годы жизни поэта его перестали печатать, не признавали новые произведения. А долгожданная выставка Маяковского, которая была посвящена юбилею его творчества, оказалась совсем провальной: это задело гордость и самолюбие разочарованного поэта, главное детище которого оказалось не оценено. Лиля даже отправила письмо Сталину, чтобы тот помог ей возродить стихотворения Маяковского. До вождя эта просьба дошла, и в письме к Ежову он упоминал: «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям — преступление. Жалобы Брик, по‑моему, правильны».

Несмотря на все, Лиля до конца жизни носила на цепочке кольцо, которое когда-то подарил ей Маяковский. На нем были выгравированы ее инициалы «Л.Ю.Б», которые складывались в бесконечное «Л.Ю.Б.Л.Ю.» Даже после смерти Владимир не уставал напоминать Лиле о том, как любил ее.
