Долгое время «экономика» и «креатив» воспринимались как противоположные понятия. Сейчас ситуация меняется: все больше важен не только количественный анализ, но и смысловой подход. Россия активно движется в этом направлении: в начале года вступил в силу первый закон о творческих индустриях, а работа над стратегией развития креативной экономики до 2036 года продолжается. Ключевые изменения в понимании креативной экономики и новых законодательных инициатив будут активно обсуждаться на Форуме «Российская креативная неделя». Наталья Кочеткова, программный директор форума, поделилась с нами, как эти темы интегрированы в события, и рассказала о значимых сессиях, посвященных развитию творческих индустрий и региональному воздействию креативной экономики.
Все о креативной экономике: будущее начинается здесь


Программный директор форума-фестиваля «Российская креативная неделя»
Форум пройдет с 25 по 27 сентября в Москве. Каждый день планируется порядка 20 сессий. Всего предполагается три тематических направления. Первое — «Ценностно ориентированная экономика и ее будущее — 2035», в рамках которого обсудят роль государства в установлении устойчивых связей, развитию международного сотрудничества в креативных индустриях. Второй тематический вектор — «Пространственное развитие страны и регионов для экономики нового типа». События, относящиеся к нему, будут посвящены изменениям в архитектуре, общественных пространствах, транспортной сфере, инфраструктуре и кадровом обеспечении в условиях роста креативной экономики. Третье направление — «Творческий человек как основа экономики будущего». На дискуссиях обсудят транфсормацию профессии инфлюенсера в цифровых медиа, современный подход к детскому и семейному контенту и другие вопросы. Главным событием форума станет пленарное заседание «Государство-визионер: новая философия интеллектуально-креативного лидерства России», на котором поднимут вопросы развития креативной экономики, основанной на традиционных ценностях, многополярности и инновационном подходе, а еще обсудят, как креативные индустрии влияют на формирование нового качества жизни.
GRAZIA: Мы привыкли думать об экономике как о цифрах, бюджетах и налогах. А что такое креативная экономика?
В первую очередь креативная экономика — про человека, его идеи, интеллект, воображение и культурный код. Мы живем в переходный момент — на смену сырьевой экономике приходит экономика, где главным ресурсом становится человек. Причем он может быть реализован в любой отрасли. Это новая опора, способная обеспечить устойчивое развитие. Об этом будут говорить на предстоящей сентябрьской «Российской креативной неделе». И, что важно, вход свободный. Для всех.

GRAZIA: А кто примет в ней участие?
На площадке Национального центра «Россия» с 25 по 27 сентября соберутся министры, губернаторы, лидеры креативных индустрий, молодые предприниматели, ученые, продюсеры, медиа-менеджеры и артисты. Они будут вырабатывать решения: законодательные, стратегические. Форум станет площадкой для серьезного диалога о будущем. Креативный класс сможет предложить конкретные инструменты для изменений — от законодательных инициатив до практических кейсов.
GRAZIA: О чем будут говорить?
Программа Форума сформирована в трех направлениях: ценности, пространство и человек.. Первый — посвящен ценностно ориентированной экономике. Второй — о пространственном развитии: как трансформировать регионы, фокусируясь на смыслах. Третий — о роли творческого человека в современном мире. Центральным событием станет пленарное заседание «Государство-визионер: новая философия интеллектуально-креативного лидерства России», на котором будут представлены новые подходы к интеллектуально-креативному лидерству страны. А еще мы презентуем результаты исследований ВЦИОМ и Национальной медиагруппы о восприятии креативной экономики в обществе.

GRAZIA: какова роль регионов в развитии креативной экономики?
Точками притяжения новых идей и смыслов для креативной экономики должны стать малые города, сельские территории и моногорода. Сегодня это особенно важно: мы переосмысляем пространство через человека.Государство становится не только регулятором, но и визионером, стремится создавать условия, объединять, вдохновлять. И это требует от глав регионов продюсерского мышления: видеть ценность в нематериальном и формировать смыслы. Поэтому одним из ключевых направлений форума станет комплексное развитие территорий. Запланировали шоу-презентацию «Продюсер города».
GRAZIA: Звучит масштабно. А что еще запланировано для участников форума?
Для тех, кто развивает креативный бизнес в регионах, впервые заработает акселератор «Креаномика 2035». Там соберутся практики, чтобы поделиться своими историями успеха, обменяться опытом и обсудить возможные варианты межрегионального сотрудничества.

GRAZIA: А Предусмотрены ли активности для молодежи?
На 27 сентября при поддержке Росмолодежи готовим отдельную программу Дня молодежного креативного предпринимательства, чтобы молодежь не просто вдохновлялась, но и получала инструменты и контакты для запуска собственных проектов в культуре, туризме, IT. Расскажем, как делать бизнес, как у ведущих профессионалов рынка, использовать VK как экосистему, искать себя в индустрии. Форум станет для молодежи точкой входа в профессиональное сообщество, в котором ценятся не возраст и связи, а идеи и решимость.

GRAZIA: Можно сказать, что креативный класс становится частью государственной повестки?
Более того — он становится партнером государства. Креативные индустрии становятся все важнее, в некоторых регионах они уже формируют интеллектуальную инфраструктуру.
GRAZIA: Чего вы лично ждете от «Российский креативной недели»?
Чтобы те, кто туда придет, ушли с ощущением, что они не одни. Что креативная экономика — это основа будущего. И что этот вектор разделяют самые разные люди — от министров до студентов и молодых предпринимателей. Я надеюсь, что участники почувствуют себя внутри большой трансформации. И поймут, что от каждого зависит, какой будет Россия завтра, почему важно создавать креативную экономику и какое место в этом процессе можно занять.