Хавьер Бардем: «Образ мерзавца позволяет насладиться творческой свободой!»
GRAZIA: Хавьер, до сих пор и в жизни, и на экране вы были классическим брутальным брюнетом. А в новой картине неожиданно предстали со светлыми волосами! Быстро свыклись с таким образом?
ХАВЬЕР БАРДЕМ: От зеркала шарахался только поначалу – потом смирился, надо же было вжиться в роль. Надеюсь, в блондинистом варианте я выгляжу не менее мужественно! (Смеется.)
GRAZIA: Ну, это спорный вопрос... Зато какая маскировка! Смена имиджа позволила вам незаметно проскальзывать мимо поклонников и папарацци?
Х.Б.: В Испании – нет, а вот в других странах трюк часто работал.
GRAZIA: Ваш персонаж, Рауль Сильва, несмотря на великолепную шевелюру, тот еще негодяй. Вы как-то оправдывали его для себя?
Х.Б.: Нет, и даже не собирался! Передо мной стояла другая задача – показать глубину и неоднозначность его личности. Сложность характера – именно то, что привлекло меня в этом, с позволения сказать, герое, когда я прочитал сценарий. Образ мерзавца позволяет насладиться творческой свободой, предстать в необычном амплуа. Сильва – некая квинтэссенция зла, играя его, я хотел воздать должное всем отрицательным персонажам в истории кино. Пусть в нем присутствует некоторая гротескность, но, как точно заметил режиссер картины Сэм Мендес, фильмы о Джеймсе Бонде находятся где-то посередине между фантастикой и реальностью.
GRAZIA: Вы с таким пылом о нем говорите – уж не решили ли перейти на темную сторону и постоянно играть отрицательных героев?
Х.Б.: Зачем впадать в крайности? Ведь дело не в том, какой персонаж тебе достался – плохой или хороший. Гораздо важнее, во-первых, увлечься им, во-вторых, загореться идеей и, наконец, найти общий язык с командой. В этом фильме сошлось все! Поверьте, я согласился на роль не просто потому, что увидел на сценарии три заветные цифры – «007». У картины действительно очень неординарный сюжет. К тому же Сэм ставил перед актерами достаточно сложные задачи: мы с ним много разговаривали о персонажах, и его видение показалось мне интересным. Я многому научился и у него, и у Дэниела – оба настоящие профессионалы, которые в процессе съемок забывают обо всем, кроме работы.
GRAZIA: Не переняли у Крейга пару боевых приемов?
Х.Б.:Как-то не довелось, хотя надо было, конечно! Впрочем, мне и так хватало нагрузки – в том числе и вне площадки.
GRAZIA: В фильме вы выполняете много трюков. Серьезно к ним готовились?
Х.Б.: Да, пришлось как следует попотеть – записаться в спортзал, сесть на диету... Хотелось бы, конечно, сказать, что это привычный для меня образ жизни, но, к сожалению, я обычный слабый человек, который часто ест все подряд, лежа на диване. А вот во время съемок я питался только салатом и курицей, да к тому же не слезал с тренажеров – ведь мне предстояло сразиться с самим Бондом! И все равно чувствовал себя абсолютным лузером по сравнению с Дэниелом. Иногда я приезжал в зал в 7 утра и видел, как он уже выходит после занятий. А впереди, чтобы вы понимали, четырнадцать часов съемок. Не многим по силам такие нагрузки!
GRAZIA: На площадке царила железная дисциплина?
Х.Б.: Как ни странно, нет. Никто не говорил: «Надо делать так – и точка!» Мы очень много экспериментировали и даже дурачились – и это меня приятно удивляло. Ведь снимали не какой-то независимый фильм, а огромный голливудский блокбастер!
GRAZIA: У вас есть фаворит среди картин бондианы?
Х.Б.: «Голдфингер» (фильм 1964 года с Шоном Коннери в роли Бонда. – Примеч. Grazia). Он произвел на меня такое мощное впечатление, что кажется, я смотрел его только вчера! Но знакомство началось все-таки с «Лунного гонщика» – я увидел его в 1979-м, когда он только вышел на экраны. Мне тогда было 11 лет, и я просто влюбился! Особенно понравился злодей по имени Челюсти. Видимо, я уже тогда тяготел к отрицательным персонажам!
GRAZIA: На заре карьеры вы снимались в независимых испанских проектах. А сейчас считаете себя голливудским актером?
Х.Б.: Мне неважно, как себя называть, – ярлыки не имеют никакого значения! Конечно, фильмы, созданные при поддержке крупных студий, широко рекламируются, их посмотрит огромное количество людей. Но лично я не считаю их важнее других работ.
GRAZIA: Но они явно привлекают к вашей персоне много внимания – в том числе и коллег по цеху. Говорят, вам звонит сам Аль Пачино!
Х.Б.: Хотелось бы, конечно, думать, будто он мной безмерно восхищается и просто не смог сдержаться, чтобы не сообщить об этом важном факте. (Смеется.) Но к сожалению, все немного не так. Аль Пачино дружен с моим знакомым, художником и режиссером Джулианом Шнабелем. Уверен, тот просто сунул ему в руки телефон со словами: «Позвони Хавьеру, он будет на седьмом небе от счастья!»
GRAZIA: Вы начинали как театральный актер – этот опыт вам помог в дальнейшем?
Х.Б.: Еще бы! Я глубоко убежден в том, что по-настоящему артист раскрывается только на сцене. Моей первой школой стала студия Хуана Карлоса Корацца. И до сих пор, если у меня возникает слишком много вопросов к персонажу, которого предстоит сыграть, я обращаюсь за помощью к своему преподавателю.
GRAZIA: А с российской школой вы хоть немного знакомы?
Х.Б.: Кстати, да, и довольно неплохо! Пару лет назад я видел в Мадриде спектакль Петра Фоменко «Волки и овцы» по Островскому и признаю – у ваших соотечественников есть чему поучиться. А во время своего визита в Москву в прошлом году встречался со многими русскими актерами на мастер-классе – это был очень любопытный опыт. И наконец, должен отметить, что я настоящий фанат системы Станиславского. Впрочем, по ней сейчас работает весь Голливуд.
GRAZIA: Есть ли какой-то совет, который вы могли бы дать молодым актерам, стоящим в начале пути? Как им достичь успеха? В какую сторону идти?
Х.Б.: Ну, тут же нет каких-то карт и подсказок, как срезать дорогу в погоне за славой. Делай что должен – и будь что будет. Главное – не слушать всех подряд, а выбрать для себя несколько советчиков, в чьем авторитете вы уверены. Критика хороша только в строго ограниченных дозах.
GRAZIA: Вы кажетесь очень скромным и рассудительным человеком. Признайтесь, головокружительный карьерный взлет стал для вас неожиданностью?
Х.Б.: Не могу сказать, что успех застал меня врасплох, но в то же время я к нему особо не готовился. Просто мне всегда чертовски везло. Я в кинобизнесе с 24 лет, и с каждой новой работой чувствую, что иду вперед. Это дарит мне ощущение спокойствия, а оно необходимо для того, чтобы увереннее сделать следующий шаг.
Интервью: Виктория Гончарова