Закон Гилберта: как использовать свободу действий на работе в свою пользу

Руководство для сотрудников и руководителей
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Редактор образа жизни

Доводилось ли вам выполнять рабочие задачи без четких инструкций и указаний? Если такой формат вам знаком не понаслышке, то вы столкнулись с законом Гилберта. Его суть в том, что самая большая проблема в работе — это необходимость самостоятельно находить пути решения. Для одних отсутствие чрезмерного контроля означает идеальный рабочий день, а для других оно становится источником беспокойства. Разбираемся, как из подобной ситуации извлечь максимум пользы для себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Закон Гилберта
@ginatricot

В чем заключается закон Гилберта

Закон Гилберта гласит: «Самая большая проблема на работе в том, что никто не говорит вам, что делать». Это означает, что решение большинства задач и поиск способов их выполнения лежит в зоне ответственности самого сотрудника. Именно навыки самоуправления высоко ценятся работодателями и считаются одним из главных soft skills («гибких» навыков). В современных реалиях недостаточно опираться на должностную инструкцию — гораздо важнее проявлять инициативу, творческий подход и автономность в реализации задач и принятии решений.

Закон Гилберта для сотрудников и руководителей
@vitsoe
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Влияние закона Гилберта на работу

Помимо несомненных плюсов, у проявления закона Гилберта есть и значительные минусы как для сотрудников, так и для руководителей. Рассмотрим их подробнее.

Часто у сотрудников отсутствует необходимое погружение в контекст проекта, достаточно для того, чтобы у них сложилось общее понимание ситуации и возможность принимать на его основе верные решения. К тому же отсутствие четко поставленной цели может привести к выбору неверной стратегии решения задачи. Если же в зоне ответственности работника находится несколько вопросов, бывает трудно самостоятельно определить их приоритетность, из-за чего страдает качество работы. А при отсутствии обратной связи сотрудник даже не понимает, сделал ли он все верно или работа выполнена некачественно. Постоянное нахождение в подобной неопределенности отрицательно влияет на микроклимат в компании, провоцирует стресс и хаос.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если рассматривать закон Гилберта с точки зрения руководителя, то можно отметить риск снижения качества работы: из-за размытых целей команде сложно сформулировать для себя четкие критерии оценки. В итоге полученный результат может не соответствовать ожиданиям, и тогда работнику приходится все переделывать, а вам затягивать сдачу проекта. Это, в свою очередь, вызывает недовольство сотрудника и приводит к текучке кадров — не получая четкой стратегии, сталкиваясь с непонятными правилами игры и отсутствием фидбэка, подчиненный может предпочесть переход в другую компанию. А решать вопрос с дефицитом кадров придется вам.

Как использовать закон Гилберта
@chanel.beauty
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как использовать закон Гилберта в свою пользу

Тем не менее подобную ситуацию можно обернуть в свою пользу. Сотрудникам она позволит сосредоточиться на открывающихся возможностях, а руководителям — увидеть и доработать слабые места в корпоративной культуре.

Советы работнику

  1. Проявляйте инициативу. Относитесь к своей свободе как к возможности показать коллегам отсутствие страха брать на себя ответственность и смелость искать способы решения любых задач. Нет инструкций? Создайте их самостоятельно. Столкнулись с новой задачей? Расширьте свои компетенции, получив новые знания и навыки.
  2. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Не гадайте и не додумывайте. Задавайте как минимум несколько важных вопросов. Какова конечная цель проекта? Какие задачи являются приоритетными, если их несколько? Каковы критерии успешной реализации проекта? В какие сроки нужно уложиться?
  3. Просите обратную связь. После завершения проекта обратитесь к начальнику за фидбэком. Узнайте, достигли ли вы ожидаемого результата, нужны ли правки, что можно улучшить в следующий раз.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как работает закон Гилберта
@vitsoe

Советы руководителю

  1. Давайте ясные и четкие поручения. Чем подробнее вы опишете желаемую цель, тем с меньшим количеством вопросов, ошибок и переделок столкнетесь в процессе. Такой подход оптимизирует работу и поможет получить результат нужного качества в обговоренные сроки. Иногда достаточно обсудить общий контекст и конечную цель проекта, чтобы у сотрудника сформировалось понимание дальнейших шагов.
  2. Не пренебрегайте обратной связью. Для вас фидбэк может казаться лишней заботой, на которую не хочется тратить время. Но для сотрудника это ценный ресурс, который помогает ему расти и влияет на качество работы компании в целом. Уделяя внимание регулярной обратной связи, вы выращиваете самостоятельную команду, на которую сможете полагаться все больше, постепенно снижая степень контроля.
  3. Расставляйте границы зон ответственности. Когда каждый понимает, что входит в его обязанности и за что он отвечает, это предотвращает хаос, дублирование работы и перекидывание обязанностей из отдела в отдел. Так вы сможете сосредоточиться на более глобальных задачах, а компания не будет буксовать на месте, утопая в мелких проблемах самоорганизации.