Доводилось ли вам выполнять рабочие задачи без четких инструкций и указаний? Если такой формат вам знаком не понаслышке, то вы столкнулись с законом Гилберта. Его суть в том, что самая большая проблема в работе — это необходимость самостоятельно находить пути решения. Для одних отсутствие чрезмерного контроля означает идеальный рабочий день, а для других оно становится источником беспокойства. Разбираемся, как из подобной ситуации извлечь максимум пользы для себя.
Закон Гилберта: как использовать свободу действий на работе в свою пользу

В чем заключается закон Гилберта
Закон Гилберта гласит: «Самая большая проблема на работе в том, что никто не говорит вам, что делать». Это означает, что решение большинства задач и поиск способов их выполнения лежит в зоне ответственности самого сотрудника. Именно навыки самоуправления высоко ценятся работодателями и считаются одним из главных soft skills («гибких» навыков). В современных реалиях недостаточно опираться на должностную инструкцию — гораздо важнее проявлять инициативу, творческий подход и автономность в реализации задач и принятии решений.

Влияние закона Гилберта на работу
Помимо несомненных плюсов, у проявления закона Гилберта есть и значительные минусы как для сотрудников, так и для руководителей. Рассмотрим их подробнее.
Часто у сотрудников отсутствует необходимое погружение в контекст проекта, достаточно для того, чтобы у них сложилось общее понимание ситуации и возможность принимать на его основе верные решения. К тому же отсутствие четко поставленной цели может привести к выбору неверной стратегии решения задачи. Если же в зоне ответственности работника находится несколько вопросов, бывает трудно самостоятельно определить их приоритетность, из-за чего страдает качество работы. А при отсутствии обратной связи сотрудник даже не понимает, сделал ли он все верно или работа выполнена некачественно. Постоянное нахождение в подобной неопределенности отрицательно влияет на микроклимат в компании, провоцирует стресс и хаос.
Если рассматривать закон Гилберта с точки зрения руководителя, то можно отметить риск снижения качества работы: из-за размытых целей команде сложно сформулировать для себя четкие критерии оценки. В итоге полученный результат может не соответствовать ожиданиям, и тогда работнику приходится все переделывать, а вам затягивать сдачу проекта. Это, в свою очередь, вызывает недовольство сотрудника и приводит к текучке кадров — не получая четкой стратегии, сталкиваясь с непонятными правилами игры и отсутствием фидбэка, подчиненный может предпочесть переход в другую компанию. А решать вопрос с дефицитом кадров придется вам.

Как использовать закон Гилберта в свою пользу
Тем не менее подобную ситуацию можно обернуть в свою пользу. Сотрудникам она позволит сосредоточиться на открывающихся возможностях, а руководителям — увидеть и доработать слабые места в корпоративной культуре.
Советы работнику
- Проявляйте инициативу. Относитесь к своей свободе как к возможности показать коллегам отсутствие страха брать на себя ответственность и смелость искать способы решения любых задач. Нет инструкций? Создайте их самостоятельно. Столкнулись с новой задачей? Расширьте свои компетенции, получив новые знания и навыки.
- Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Не гадайте и не додумывайте. Задавайте как минимум несколько важных вопросов. Какова конечная цель проекта? Какие задачи являются приоритетными, если их несколько? Каковы критерии успешной реализации проекта? В какие сроки нужно уложиться?
- Просите обратную связь. После завершения проекта обратитесь к начальнику за фидбэком. Узнайте, достигли ли вы ожидаемого результата, нужны ли правки, что можно улучшить в следующий раз.

Советы руководителю
- Давайте ясные и четкие поручения. Чем подробнее вы опишете желаемую цель, тем с меньшим количеством вопросов, ошибок и переделок столкнетесь в процессе. Такой подход оптимизирует работу и поможет получить результат нужного качества в обговоренные сроки. Иногда достаточно обсудить общий контекст и конечную цель проекта, чтобы у сотрудника сформировалось понимание дальнейших шагов.
- Не пренебрегайте обратной связью. Для вас фидбэк может казаться лишней заботой, на которую не хочется тратить время. Но для сотрудника это ценный ресурс, который помогает ему расти и влияет на качество работы компании в целом. Уделяя внимание регулярной обратной связи, вы выращиваете самостоятельную команду, на которую сможете полагаться все больше, постепенно снижая степень контроля.
- Расставляйте границы зон ответственности. Когда каждый понимает, что входит в его обязанности и за что он отвечает, это предотвращает хаос, дублирование работы и перекидывание обязанностей из отдела в отдел. Так вы сможете сосредоточиться на более глобальных задачах, а компания не будет буксовать на месте, утопая в мелких проблемах самоорганизации.