Литература «потерянного поколения»: что это такое и почему вам стоит ее почитать

Те, кто так и не смог адаптироваться к мирной жизни, о своем внутреннем мире

Создание этого термина приписывают Гертруде Стайн, но он стал известен, благодаря упоминанию в романе «Праздник, который всегда с тобой» Эрнеста Хемингуэя. Он описывает поколение людей, которые родились до Первой мировой войны. Отличительная особенность этих личностей в том, что они так и не смогли адаптироваться к мирной жизни. И это сквозило через все их творчество. Наиболее яркие и известные представители — Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Томас Вулф, Луи-Фердинанд Селин и многие другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Война сделала нас никчемными людьми. Он прав. Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну». (Эрих Мария Ремарк, «На Западном фронте без перемен»)

Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта цитата лучше всего изображает то, какими возвращались люди из зон боевых действий. Они полностью растеряли любые ориентиры, которые помогают адаптироваться к повседневной жизни. Писатели, о которых мы говорим, столкнулись с таким количеством смертей, что у них стерлись границы «правильного» и «неправильного». Категории морали и нравственности, за которые часто цепляются нормальные люди, просто не выдержали испытания войной.

Главные герои таких писателей — ярко выраженные индивидуалисты, которые сосредоточены только на себе и своем окружении. Так авторы демонстрировали полное разочарование в современном обществе.

Поначалу литература «потерянного поколения» была особенно популярной в США. Это легко объяснить тем, что сама страна в целом не переживала никакую войну. Присутствовала напряженность внутри общества, но с реальными боевыми действиями это не сравнить. Таким образом молодые люди, которые вернулись с войны, оказывались наедине со своими переживаниями и эмоциями. Нигде не было никаких признаков того, что они прошли через настоящий ад и вернулись. Бывшие солдаты «варились» в собственном отчаянии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже эта тема получила распространение и в Европе, а после постепенно пошла на спад. И о писателях «потерянного поколения», вполне возможно, достаточно быстро забыли бы, но началась Вторая мировая война. Она вновь сделала эту литературу актуальной — произведения откликались в сердцах людей.

«На Западном фронте без перемен», Эрих Мария Ремарк

«На Западном фронте без перемен», Эрих Мария Ремарк
«На Западном фронте без перемен», Эрих Мария Ремарк
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта книга принесла Ремарку мировую славу, а заодно очень живо и эмоционально продемонстрировала людям разницу между тем, как выглядит война в их голове и какой она является на самом деле. Фабула довольно простая — юные немцы под влиянием патриотической пропаганды участвуют в боевых действиях. Каждый день они видят смерти сотен людей — чьих-то отцов, сыновей и мужей. И каждый день слышат, как в газетах бесстрастно сообщают: «На Западном фронте без перемен».

Некоторые считают эту книгу исповедью, а другие — обвинительным приговором. Но, скорее всего, Ремарк просто попытался рассказать о себе и своих соотечественниках, которые стали жертвами войны, хотя и вернулись живыми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Звук и ярость», Уильям Фолкнер

«Звук и ярость», Уильям Фолкнер
«Звук и ярость», Уильям Фолкнер
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не любое произведение писателей «потерянного поколения» обязательно связано с войной — это на своем примере доказывает нобелевский лауреат Уильям Фолкнер. «Звук и ярость» (или «Шум и ярость», это зависит от конкретного перевода) — гениальный роман, который точно стоит осилить, но нужно верно выбрать момент, иначе книга попросту не понравится. Повествование ведется от нескольких разных лиц, в том числе и от лица олигофрена, а потом и от лица его брата, постепенно сходящего с ума. Это накладывает естественный отпечаток на стиль повествования — отсутствие знаков препинания, незаконченность фраз. Все это позволяет читателю погрузиться во внутренний мир геров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роман Фолкнера входит в любой топ лучшей литературы. И мы искренне советуем ознакомиться с ним хотя бы раз — возможно, эта книга станет вашей любимой на долгие годы.

«Ночь нежна», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

«Ночь нежна», Фрэнсис Скотт Фицджеральд
«Ночь нежна», Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Архивы пресс-службы

Мало кому известно, что роман «Ночь нежна» сам Фицджеральд считал одним из самых великих своих произведений. Он считал, что оно должно затмить даже «Великого Гэтсби», но современники с ним не согласились. Критика звучала почти из каждого утюга, так что коммерческого успеха у книги не было. Однако уже после смерти автора люди начали перечитывать «Ночь нежна» и осознавать, насколько это сложное и многоуровневое произведение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хемингуэй, к слову, считал, что критика была связана с тем, что люди эпохи Великой депрессии попросту не могли воспринимать Фицджеральда без предрассудков, ведь он был символом излишеств эпохи джаза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Смерть в кредит», Луи-Фердинанд Селин

«Смерть в кредит», Луи-Фердинанд Селин
«Смерть в кредит», Луи-Фердинанд Селин
Архивы пресс-службы

Куда менее популярный, чем предыдущие авторы, Луи-Фердинанд Селин определенно заслуживает внимания, как один из самых надрывных писателей «потерянного поколения». В этом произведении автор, не стесняясь в выражениях, описывает все уродства жизни низших слоев в Париже — и делает это весьма точно, поскольку наблюдал их на протяжении всей своей жизни. Несмотря на то, что Селин не уделяет войне много внимания, заметно, что она на него сильно повлияла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Луи-Фердинанд демонстрирует абсурд и несправедливость этого мира, но при этом упивается хаосом. Он будто говорит, что современное общество и не заслуживает большего. Именно поэтому творчество Селина до сих пор вызывает огромное количество споров и никого не оставляет равнодушным.

«Смерть героя», Ричард Олдингтон

«Смерть героя», Ричард Олдингтон
«Смерть героя», Ричард Олдингтон
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одно незаслуженно забытое в России произведение. В этом романе рассказывается о пути молодого английского художника, который идет добровольцем на Первую мировую войну. Повествование ведется от лица анонимного рассказчика, утверждающего, что лично знал героя и служил вместе с ним. На протяжении некоторого времени считалось, что роман отчасти является автобиографичным, но никакого подтверждения этому нет.

Ричард Олдингтон создал настолько искреннее и откровенное повествование о жизни в войну и после нее, что засуетились даже английские цензоры. Они вымарали наиболее провокационные моменты, но автор твердо заявил, что не написал ничего, чего не слышал или не видел лично. Он указал места, где цензорами были сделаны пропуски. «Лучше, чтобы книга выглядела изуродованной, чем я говорил то, во что не верю», — пояснил он позднее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Прощай, оружие!», Эрнест Хемингуэй

«Прощай, оружие!», Эрнест Хемингуэй
«Прощай, оружие!», Эрнест Хемингуэй
Архивы пресс-службы

Хотя сюжет намекает на то, что Хемингуэй пытался написать о любви во время войны, у него это не вполне получилось. Зато весьма эффективно он показал людям, что произошло с Европой после начала Первой мировой войны — все опоры гуманизма рухнули в один момент, оставив людей совершенно без какого-либо морального фундамента. Насмотревшись на ужасы, самые смелые мужчины становятся дезертирами и осознают, что им необходимо позаботиться о себе и своей семье, а не о призрачном «государстве». Однако даже в тот момент, когда война оказывается позади, она все еще может забрать у вас самое дорогое.