В нашем новом тексте мы вместе с Надеждой Демкиной, автором книги «Право на творчество» Альпины Паблишер, решили обсудить те персоны, которые нередко забываются, когда речь заходит об истории русского искусства, а именно — женщин. В прошлом им приходилось стараться в сотню раз усерднее, чтобы доказать свой профессионализм, ведь на протяжении длительного времени искусство считалось исключительно мужским.
На передовой: женщины, которые стали первыми художницами в России
В своей книге Надежда рассказывает о первой художнице, которая получила золотую медаль в Академии Художеств, Софье Сухово-Кобылиной. Но не только о ней.

Перед вами автопортрет Екатерины Чихачевой (1788-1812), который хранится в Русском музее. Это одна из ранних работ русских художниц, которую мы знаем. На обороте надпись: «Сей портрет Катерины Васильевны Чихачевой ...писан ею самой с себя в Петербурге 1812 году мая 10 дня... отроду имела 24 года а скончалась в 1812 году июня ...(неразборчиво) дня семь лет по замужестве своем. Оное писал муж ее Павел Чихачев».
Где и как она обучалась живописи — неизвестно. Поскольку ее имя есть среди выпускниц Смольного института (выпуск 1806 года), то наверное, первые навыки она приобрела там. Она не стремилась стать профессиональной художницей, просто рисовала для себя. И на раннем этапе таких любительниц было большинство. Даже при наличии таланта, даже достигнув какого-то мастерства, она не была вписана в круг художников — не продавала своих работ, не брала заказы, не участвовала в выставках.
Сохранилось всего пара ее работ, среди них картина «Детская» с бегущими по господскому дому детьми в русских рубашечках. Есть сведения, что ее называли «художницей-помещицей» и что писала она семейные портреты. Оставила ли она большой след в русской живописи? Нет. Но за ней последовали другие художницы, которые сделали следующие шаги.
В Российской империи художниками становились, закончив учебные заведения, и выбор их был совсем невелик. Самой главной считалась Императорская Академия Художеств, открывшая свои двери еще в середине 18 века. Полноправными студентками академии женщины стали только в 1890-х годах. В основном девушки занимались дома, частным образом, нанимая для этого учителей — кто побогаче и поближе к столице, тех же профессоров из академии, а у кого бюджет не позволял — студентов или начинающих художников. При этом для девушек была открыта возможность представить свои работы на академический экзамен и быть отмеченными комиссией.
Именно так и поступила Евдокия Бакунина (1893-1882), дочь сенатора и родственница одновременно полководца Михаила Кутузова и революционера Михаила Бакунина. В 1834 году она показала свои работы на ежегодной академической выставке и ее работы удостоили серебряной медали. Да не просто медали, ей предложили стать пенсионеркой! Пенсионер в 19 веке — это не то же самое, что сейчас. Пенсион для художников тогда — это грант от государства, то есть самых талантливым давали деньги для продолжения учебы за границей. И в 1835 году Бакунина уезжает и целых 4 года живет и работает в Италии и Франции. В Риме она делает копию с картины Корреджио «Обручение святой Екатерины», потом ее показывают в Петербурге. В Париже учится в мастерской Делакруа. Кажется, это головокружительный взлет!

Это оригинал картины Корреджио, копии Бакуниной мы не знаем.
Но карьеры Бакунина также не сделает. Когда она вернулась в Россию, у нее был роман с поэтом Адамом Мицкевичем, который расстроился то ли из-за различий в вероисповедании, то ли еще по каким-то неведомым причинам. После этого она занималась семейными делами, жила в имении, управляла им, основала там школу для крестьянских детей. Писала портреты — в том числе существовал и ее автопортрет, вероятно, исчезнувший во времена революции и гражданской войны уже в начале 20 века. Работы ее не сохранились. И это еще одна проблема в изучении творчества ранних мастериц — многие картины и рисунки пропали или, возможно, не атрибутированы.
А вот художница, у которой мы знаем всего пару работ, но каких! Екатерина Хилкова (1827-1876?) оставила для нас уникальный документ — картину, на которой изобразила женское отделение Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих, фактически, первое в Российской империи официальное учреждение, где женщины стали получать художественное образование. Эта школа была открыта в 1839 году Обществом поощрения художников (группой меценатов и покровителей искусств) для того, чтобы помогать готовиться к вступительным экзаменам в Академию Художеств. И всего через несколько лет, в 1842 году, там создали специальное отделение для женщин. И пусть девушек туда отпускали только в сопровождении родственниц или гувернанток (ведь оставаться наедине с мужчиной недопустимо), пусть обучение там стоило в два раза дороже, но это был прорыв. Для девушек не было пока возможностей после школы идти поступать дальше в академию, сами эти курсы и стали для них полноценным учебным заведением.

На картине мы видим группы девушек (и даже девочку!) в скромной рабочей одежде, они копируют с гипсов или графики, в глубине класса преподаватель. В рецензии на картину журналист написал: «Госпожа Хилкова нисколько не впала в однообразие поворотов своих фигур и показала большее знание условий комнатной перспективы». После окончания обучения Хилкова, получив малую серебряную медаль, осталась преподавать в школе. Также она участвовала в академических выставках, однако дальнейшая ее судьба и даже точная дата смерти неизвестны.
Но как видите, Екатерина уже сделала следующий шаг, став преподавательницей, продолжила писать и регулярно показывать свои работы на выставках.
Мария Иванова-Раевская (1840-1912) пошла еще дальше — она открыла рисовальную школу в своих родных краях. Мария родилась в Харьковской губернии и получила прекрасное образование, сначала дома, а потом за границей — в Германии, Франции и Италии. После приезда она сдала экзамены в Академию Художеств, показав там выполненные ею живописные работы. Причем она попросила сдать также и остальные экзамены, как делали обычные студенты, и блестяще это выполнила, получив звание «свободного художника». Таким образом, официально подтвердив свое образование, она получила право преподавать.
Мария вернулась в Харьков, заняла денег у родителей и в 1869 году открыла первую в Российской империи частную рисовальную школу. Принцип преподавания у Ивановой-Раевской был передовым: каждому давать по потребностям. Тем, кто хотел зарабатывать на хлеб, давали профессию: учили расписывать фарфор, выполнять орнаменты, делать настенные росписи. А тем, кто хотел идти дальше в искусстве, помогали подготовиться и сдать академические экзамены.
Школа, созданная художницей, не была коммерческим проектом. С самого начала она принимала часть талантливых учеников бесплатно, все время проводила благотворительные мероприятия, чтобы расширить и улучшить возможности школы. В конце жизни она добилась того, о чем мечтала — ее детище стало филиалом Академии Художеств. Кстати, оно существует и сейчас, это Харьковская государственная академия дизайна и искусств.
Получается, что Мария Иванова-Раевская повлияла на то, как изменилась система обучения тогда, когда это еще казалось невозможным.
Мы мало знаем о первых художницах Российской империи, немного сохранилось их работ, но потому они и особенно ценны и важны для истории.
А к началу 20 века рисовальных школ, как больших, так и маленьких были сотни по всем городам огромной страны. Именно тогда образование стало почти полностью открытым и для женщин. И доступность его привела к тому, что количество переросло в качество — среди тех, кто изменил ход искусства в начале 20 века уже не одно и не два, а десятки женских имен, известных как «амазонки авангарда». Наталья Гончарова, Ольга Розанова, Варвара Степанова и другие мастерицы стали мировыми звездами, и цены на их работы на мировых аукционах стремятся в космос.