«Кем вы видите себя через 5 лет?» — самый популярный вопрос на собеседовании, который часто ставит соискателей в тупик. А между тем знать ответ на него важно не только для получения заветной должности, но и для нас самих. Яснее представить свое будущее поможет составление карьерного плана — особой карты, которая превращает размытые мечты в конкретные цели и помогает достичь желаемого. О том, как сделать такую шпаргалку, рассказываем в нашем материале.
Карьерная карта: как составить пошаговый план профессионального развития

Что такое карьерная карта — и зачем она нужна
Карьерная карта — это визуализированный пошаговый план ваших профессиональных амбиций. Она помогает составить подробный маршрут с целями и задачами, который позволяет сконцентрироваться на развитии навыков и повышении профессионализма. Также карьерная карта служит мотиватором: четкие указания снижают тревогу и страх перед неизвестностью, благодаря чему двигаться по намеченному пути становится проще и приятнее. Вы радуетесь маленьким победам, приближаясь к конечной цели. Особенно актуальна такая карта при обсуждении амбиций с руководителем или HR-специалистом — у вас на руках будет готовый план с аргументами и доказательствами ваших заслуг для обоснования вашего повышения или принятия в команду нового работодателя.

Основные пути карьерного развития
Существует три основных пути развития карьеры, по которым может двигаться сотрудник:
- Вертикальный рост — классическая траектория продвижения по карьерной лестнице: от младшей позиции до руководящей должности. Рост происходит постепенно, с расширением зоны ответственности, обязанностей по стратегическому планированию и контролю за работой других сотрудников.
- Горизонтальный рост предполагает углубление экспертизы в одной области знаний и расширение обязанностей без смены положения в карьерной иерархии.
- Диагональный рост — гибрид вертикального и горизонтального путей. Он предполагает переход сотрудника в новую или смежную профессиональную область или в другую компанию с получением более высокой должности, а также с расширением экспертизы и ответственности.
Мы уже рассказывали о стратегиях профессионального роста, которые соответствуют этим путям развития — рескиллинге, апскиллинге и кросс-скиллинге читайте здесь.

Как составить свой карьерный маршрут
1. Определите свое текущее положение. Используйте мощный инструмент для структурирования информации — метод SWOT-анализа. Он поможет определить ваши сильные и слабые стороны, понять, какими навыками вы уже обладаете, а какие нужно прокачать. Это станет отправной точкой для достижения глобальной цели.
2. Определите конечную цель маршрута. Опишите не только желаемую должность, но и компетенции, в которых планируете стать профессионалом, зарплатные ожидания и другие важные для вас аспекты. Например, хотите ли вы более высокую должность или ваша цель реализовать траекторию диагонального карьерного роста и сменить сферу развития. Главное — расписывать все как можно подробнее и конкретнее.
3. Проведите сравнительный анализ. Сопоставьте списки из первого и второго пунктов, чтобы увидеть, чего вам не хватает для достижения цели. Здесь вы прописываете конкретные шаги, которые помогут закрыть разрыв между текущим положением и желаемым результатом. Возможно, вам нужно пройти курсы повышения квалификации или прокачать софт-скиллы для развития лидерских качеств и управления командой.

4. Приступайте к построению карьерной карты. Разбейте большую цель на небольшие, но емкие и измеримые шаги с реальными сроками реализации, ориентируясь на список из третьего пункта. Например, если вам нужно научиться лучше доносить мысли до коллег, чтобы в будущем вести команду, выделите в плане время на курсы ораторского мастерства. Если не хватает профессиональных компетенций, добавьте в карту изучение специальной литературы и посещение тематических конференций.
5. Следите за прогрессом. Для удобства можно воспользоваться одним из приложений для планирования. Регулярно пересматривайте свой план, отмечайте успехи — это позволит увидеть пройденные этапы и то, сколько шагов осталось до конечной цели.