Успех — это путь, но как начать?
Это вопрос не столько профессиональный, сколько психологический. Все помнят из школьных времен тесты на профориентацию. Многим ли они помогли выбрать профессию на всю жизнь? И стоит ли вообще позиционировать поиск своего пути как выбор «раз и навсегда»? Очевидно, школьных тестирований недостаточно, чтобы выстроить стратегию будущего в современном мире, тем более что запрос «найти себя» становится одним из самых актуальных. На нем и стоит сфокусироваться.
Какой момент – подходящий?
В подготовке своих детей к большому будущему есть одна распространенная ошибка: часто об этом задумываются слишком поздно. Только к концу средней школы начинают расспрашивать подростков об их планах, а приступают к действиям – то есть нанимают репетиторов, усиливают подготовку к ЕГЭ и мониторят подходящие вузы – и вовсе в старших классах. На самом деле помогать ребенку думать о будущем и узнавать себя можно раньше: уже в 11–12 лет.
«Важно делать это в формате наблюдения и поддержки его интересов, а не жесткого планирования и направления по определенному сценарию», – подчеркивает кандидат психологических наук, доцент Наталья Кисельникова. Эксперт рекомендует создавать разнообразные возможности для детей, в которых они могли бы свободно исследовать окружающий мир и себя в нем. А также – задавать открытые вопросы и поддерживать любопытство: так ребенок не только будет чувствовать себя услышанным, но и начнет самостоятельно размышлять о своем будущем.
Что зависит от родителей?
Главный и, возможно, неочевидный фактор для полноценного развития человека – это комфортная среда, которую необходимо обеспечить с раннего детства и пронести до совершеннолетия (как минимум). Фактически это и есть база, прочный фундамент его благополучного будущего. Второе – внимание. Так просто и сложно одновременно. С раннего детства замечать и отмечать все, что интересует ребенка. Постараться смотреть чуть глубже, чем «любит петь, будет артистом». Любовь к игре на музыкальном инструменте вполне может указывать на математический склад ума, а способность забрасывать мячи в баскетболе – на отличные стратегические данные. И, конечно, необходимо предметно думать о будущем ребенка примерно с его 12 лет, а не накануне ЕГЭ.
О том, что родители стали задумываться о карьере ребенка раньше и подходить к этому вопросу более ответственно, рассказывает Надежда Максина, руководитель направления «Образование» семейного офиса Sber Private Banking: «Мы все чаще получаем запросы на помощь с подбором профессии для подростков 11–12 лет. Родители говорят, что не хотят навязывать детям выбор профессии. Им хочется, чтобы они нашли себя и раскрыли свои таланты, сильные стороны. Если начать обсуждение вопроса вовремя, можно помочь с профориентацией так, чтобы к 15 годам человек точно понимал, чего хочет: в какую сторону развиваться, в какой стране учиться».
Как принять выбор ребенка?
Еще одна сложность для родителей – договориться. Вдруг вы разглядели очевидные сильные стороны подростка, а он считает своими талантами совершенно другое? Прежде всего стоит задать себе вопрос: чем мотивировано ваше желание? Часто родители слишком фокусируются на академической успеваемости, престиже учебного заведения для поступления или потенциальном заработке, если речь идет о выборе профессии. При этом упускают из виду значимость экспериментирования, исследования ребенком себя.«Именно поэтому так важна ранняя профориентация, – подчеркивает Надежда Максина. – В рамках образовательного проекта мы не только последовательно изучаем интересы ребенка, но и в процессе общения понимаем его цели и стремления, что помогает определить зону интересов и потенциала. И только после этого приступаем к построению персонализированного маршрута – знакомим подростка со всем спектром профессий в выбранной индустрии.
Для этого можем привлечь самых разных специалистов: например, академического и внеакадемического консультанта, психолога и наставника. Также профессионалы помогут проанализировать рынок труда и предложить неочевидные, но подходящие варианты, о которых семья могла просто не знать. Например, современные специальности в креативных индустриях (гейм- и нарративный дизайн, UX / UI-дизайн), экологических профессиях (специалист по возобновляемым источникам энергии) или в новых и развивающихся технологиях (искусственный интеллект, робототехника). Эти профессии могут быть малоизвестны или недооценены родителями, но они перспективны».
А что делать подростку?
В первую очередь – быть открытым к новому опыту. Только представьте: на ребенка давит ответственность, впереди экзамены, многое интересно, но при этом все вокруг так быстро меняется. «Чтобы сориентироваться в этом многообразии возможностей, мы организуем консультации со специалистами по профориентации, – рассказывает Надежда Максина. – Это организация профессиональных проб, во время которых можно погрузиться в реальную деятельность и "примерить" на себя профессию. Такие пробы могут проходить в формате практических занятий, стажировок или коротких программ, организуемых совместно с реальными компаниями. Подросток может понаблюдать за специалистом на рабочем месте, принять участие в решении актуальных задач, а иногда даже временно стать частью команды проекта. Профессиональные пробы позволяют на практике ощутить специфику работы, понять, насколько комфортно в этой среде, и оценить свои навыки».
Начинать такие пробы можно уже с подросткового возраста – с 14–15 лет, когда уже есть базовое понимание своих интересов и определенный уровень ответственности. В то же время прообразы профессиональных проб можно делать и раньше, когда маленький ребенок в игровой ситуации «примеряет» на себя разные роли – врача, учителя, режиссера, ветеринара. Конечно, это еще не реальный опыт погружения в профессию, но уже начальное представление о ней.
И самое главное: идея, что профессия выбирается один раз и на всю жизнь, давно устарела.
Выбор первой профессии – это всего лишь выбор первой профессии. Так пусть он превратится в путь, и этот путь будет пройден с удовольствием.